На заседании были рассмотрены итоги работы Правительства за 9 месяцев текущего года, а также ход реализации программы индустриально-инновационного развития.
С докладами по данным вопросам выступили Премьер-Министр С.Ахметов, министр индустрии и новых технологий А.Исекешев, министр экономики и бюджетного планирования Е.Досаев, а также акимы: города Алматы А.Есимов, Павлодарской области Е.Арын и Атырауской области Б.Измухамбетов.
Президент Казахстана в своем выступлении отметил приоритетные направления деятельности Правительства и стоящие перед ним конкретные задачи, а также дал оценку работе государственных органов, указав на ряд серьезных недостатков и упущений в управлении социально-экономическими процессами.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что в условиях ухудшения экономической конъюнктуры Правительству следует скорректировать бюджетную политику. Необходимо повысить качество планирования и исполнения государственного бюджета. В частности, проект трёхлетнего бюджета должным образом не прошел согласование с акимами, что может привести к несбалансированности бюджетных программ.
Не менее важной задачей является полное и качественное освоение бюджетных средств. Согласно предварительному прогнозу, объём неосвоения расходов составит порядка 150 млрд. тенге. Президент Казахстана подчеркнул, что данные средства должны не направляться на закрывание «дыр», а использоваться только на самые неотложные нужды. Также Глава государства поручил направить неосвоенные средства на сокращение дефицита бюджета или в Национальный фонд.
Кроме того, следует решить такую хроническую проблему, как удорожание бюджетных проектов. В 2012 году объёмы увеличения проектной стоимости составляли 40 млрд. тенге, а в текущем году – 60 млрд. тенге. По мнению Главы государства, вокруг разработки и пересмотра проектно-сметной документации сформировалась целая отрасль сомнительного бизнеса.
- На стадии тендерного выбора подрядчика начинается волокита и растраты. Вот причины роста цен в строительстве, скачков инфляции, - сказал Президент Казахстана.
Зачастую одинаковые объекты строятся по разной стоимости. Как отмечалось в ходе заседания, в Акмолинской области возведение школы на 1200 мест обошлось на 219 млн. тенге дешевле, чем школы на 900 мест. В городе Актобе разница стоимости строительства одинаковых школ в одном и том же году составляет 130 млн., а Атырауской области затраты на строительство одинаковых поликлиник разнятся на сумму более 400 миллионов тенге.
- Как такое допускают контролирующие органы? Я уже несколько раз давал поручение строить только типовые школы и больницы, - подчеркнул Глава государства.
При этом Нурсултан Назарбаев указал на ненадлежащий контроль за стоимостью приобретаемых объектов недвижимости.
Также была отмечена слабая работа по удешевлению капитальных расходов и повышению качества за счёт внедрения новых технологий в сфере строительства. В результате вновь построенные автомобильные дороги требуют ремонта уже через год после начала эксплуатации. Как было отмечено, в мировом рейтинге по качеству дорог Казахстан занимает 117 место из 144 стран.
Некачественное исполнение бюджетов во многом связано с чрезмерным количеством разрешительных процедур и согласований, что также тормозит развитие экономики. Правительству поручено держать эти вопросы под строгим контролем.
Ключевой причиной неисполнения бюджетных программ и их неэффективности является система государственных закупок. Зачастую госорганы устанавливают такие условия тендеров, которые не позволяют принимать участие в них «сторонним» поставщикам.
Кроме того, первые руководители госорганов самоустраняются от принятия решений по закупкам, снимая с себя ответственность. В этой связи Глава государства поручил, чтобы акимы и руководители центральных госорганов сами возглавляли тендерные комиссии и несли полную ответственность за их работу, связанную с расходованием больших объемов государственных средств. Также следует ускорить внесение в Парламент законопроекта, направленного на совершенствование системы государственных закупок.
Поручено централизовать все конкурсы и аукционы по однотипным и капитальным затратам. Единому организатору должны быть переданы штаты специалистов по госзакупкам в государственных органах. Аналогичные структуры организации закупок для местных бюджетов будут созданы и на уровне регионов.
***
Вторым блоком вопросов, рассмотренных на заседании, стало усиление государственной защиты и поддержки предпринимательства.
Как отметил Глава государства, «Дорожная карта бизнеса-2020» стала эффективным инструментом поддержки предпринимательства. В то же время увеличивается количество жалоб на ее реализацию.
Так, не проводят работу по субсидированию процентной ставки по кредитам в рамках программы «Дорожной карты бизнеса – 2020» 43 района и города областного значения. Слабо ведётся эта деятельность в Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Карагандинской областях. Не выдано ни одного гранта предпринимателям в Акмолинской, Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. В 10 районах и городах областного значения не выдано ни одного микрокредита для начинающих предпринимателей.
Глава государства поручил каждому из акимов указанных областей отчитаться по этому вопросу и результаты опубликовать в СМИ.
Вместе с этим, было отмечено, что ряд регионов сталкивается с дефицитом средств, выделяемых по «Дорожной карте бизнеса-2020». По уже одобренным региональными комиссиями 155 проектам дефицит составляет 1,5 млрд. тенге. Президент Казахстана распорядился провести распределение этих средств.
Глава государства обратил внимание на низкую эффективность такого инструмента, как государственно-частное партнерство. В частности, Кызылординская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области с 2008 года не представили на экспертизу ни одного концессионного предложения. Институты развития, банки, пенсионные фонды, страховые компании активного участия в проектах государственно-частного партнерства не принимают.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что важным стимулом для развития бизнеса и источником пополнения бюджета должна стать новая волна приватизации. В настоящее время количество организаций с государственной долей составляет более 6 тысяч единиц и продолжает расти, их штатная численность приближается к миллиону человек. В то же время внесены предложения о приватизации лишь 4 процентов организаций с государственным участием.
- Необходимо комиссионно определить объекты приватизации по каждому ведомству и компаниям «Самрук-Казыны» и «КазАгро», прозрачно провести эту работу. Мы сможем создать тысячи новых субъектов малого и среднего бизнеса, - сказал Президент Казахстана.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что статистика показывает рост малого и среднего бизнеса в стране. За 2 года количество индивидуальных предпринимателей выросло на 21 процент, тогда как налоговые поступления от них увеличились лишь на 11 процентов.
По-прежнему сохраняются факты нарушений при проведении проверок. На Президентский сайт защиты бизнеса за 9 месяцев предыдущего года поступило 870 обращений, в нынешнем году - уже 940. Только за 7 месяцев этого года органами прокуратуры выявлено свыше 2 тысяч необоснованных проверок. Глава государства поручил Генеральной прокуратуре выработать предложения по сокращению проверочных мероприятий, а также наказать инициаторов незаконных проверок.
Также Глава государства обратил внимание на затягивание работы по снижению объёмов теневой экономики. В частности, внесение в Парламент законопроекта, направленного на усиление контроля за оборотом алкоголя, перенесено на 2015 год. Нурсултан Назарбаев поручил Премьер-Министру решить этот вопрос и регулярно докладывать о ходе работы по снижению объёмов теневой экономики.
***
Третьим важным направлением, обсужденным на заседании, стало обеспечение эффективности индустриальной политики в контексте задач регионального развития.
Глава государства отметил, что первая «пятилетка» индустриализации дала положительный эффект. В эксплуатацию введено 563 объекта стоимостью 2,1 трлн. тенге, на которых произведена продукция на 2,2 трлн. тенге. Создано около 70 тысяч рабочих мест.
- Мы первыми приняли такую Программу в самый разгар кризиса. После нас инновационные программы запустили США, Япония, Турция и многие другие страны. Все осознали необходимость таких мер, поэтому мы попали в «точку». Необходимо качественно разработать Программу второй «пятилетки» и не снижать динамику инвестиций в этом направлении, - сказал Нурсултан Назарбаев.
В то же время необходимо совершенствовать механизмы поддержки реального сектора, в том числе институциональные. Так, было отмечено, что из-за нечеткого разграничения полномочий и средств не в полной мере свои функции осуществляет созданное в текущем году Министерство регионального развития, возникла неясность с функциями Министерства экономики и бюджетного планирования.
- У нас больше функций контроля над предпринимателями, чем в сфере оказания им поддержки, - заявил Глава государства. Он отметил, что в службе санэпидстанции работает 12 тысяч работников, а в Министерстве индустрии и новых технологий – 200 госслужащих.
Президент Казахстана обратил внимание на недоработки при анализе проектов, подлежащих господдержке, из-за чего у ряда новых предприятий имеются проблемы со сбытом продукции, поставками сырья, обеспеченностью кадрами. К примеру, в Караганде завод по производству самолетов «Фермер» выпустил всего 1 аэроплан, а из-за отсутствия поставок хлопкового сырья простаивают текстильные фабрики в Южно-Казахстанской области, в то время как отечественный хлопок экспортируется.
Не соблюдаются требования рационального размещения производственных мощностей. Например, несмотря на открытие завода по производству электровозов в Астане и завода по выпуску грузовых вагонов и полувагонов в Павлодаре, планируется строительство еще одного аналогичного предприятия в Караганде.
В каждом регионе создаются специальные экономические зоны (СЭЗ), которые не приносят надлежащих результатов. Так, в Атырауской области на базе СЭЗ реализовано всего 3 проекта, в Алматинской и Павлодарской областях - ни одного. В этой связи Глава государства поручил Премьер-Министру провести анализ СЭЗ и сократить неработающие.
Кроме того, недостаточно эффективно ведется работа по внедрению инноваций. За все время реализации Программы ФИИР только по одному проекту был предоставлен инновационный грант на сумму 100 миллионов тенге, выданный АО «ЗИКСТО» для производства крытого вагона-хоппера для перевозки зерна.
Требует активизации и деятельность в сфере недропользования. Было отмечено, что в стране не обеспечивается достаточный прирост разведанных запасов, не сдвинулась с места ситуация по неработающим месторождениям. За текущий год не было проведено ни одного конкурса на предоставление прав недропользования, не заключено ни одного контракта на привлечение международных инвестиций. В частности, до сих пор не принято решение по предложению такого крупного инвестора, как компания «Рио-Тинто».
В сфере энергетики Глава государства особое внимание обратил на необходимость снижения энергодефицита на юге страны, в связи чем Правительству поручено взять под контроль строительство Балхашской ТЭС и ее инфраструктуры.
Также был поднят вопрос повышения стоимости еще не приобретенного котлоагрегата для Экибастузской ГРЭС-2 с 760 млн. до 1,2 млрд. долларов. Изучить эти материалы поручено Генеральной прокуратуре.
Президент Казахстана подчеркнул, что прежде чем говорить о «зеленой экономике», необходимо решить базовые вопросы энергосбережения. Отмечено, что в Казахстане потери в теплосетях составляют 22,1 процента, в Евросоюзе – в среднем 10 процентов. В казахстанских электросетях потери достигают 14 процентов, в Китае, Корее, Японии – только 5 процентов.
Со стороны государственных органов уделяется недостаточное внимание вопросам энергосбережения и учета энергии. Так, в Карагандинской области обеспечение общедомовыми тепловыми счетчиками составляет всего 25,8 процента, в Западно-Казахстанской – 16 процентов. Среди населения не ведется действенная пропаганда экономии электроэнергии, тепла и газа.
***
Отдельно были рассмотрены вопросы такой стратегической сферы, как аграрный сектор.
Глава государства напомнил, что поставлена задача к 2016 году довести экспорт мяса до 60 тысяч тонн, на реализацию соответствующей программы выделено 120 млрд. тенге. Вместе с тем, за 7 месяцев текущего года экспорт мяса за пределы Таможенного союза равнялся нулю. Вместо этого Казахстан импортирует мясо, в том числе из Беларуси.
На нулевом уровне в 2013 году находится и экспорт колбасной продукции, при этом загрузка предприятий составила всего 28 процентов. Аналогичная ситуация наблюдается по молоку, сахару и маслу.
Президент Казахстана подчеркнул, что даже в условиях нехватки средств было продолжено финансирование стабилизационных фондов продовольствия. Однако при этом почти 5 миллиардов тенге, или 40 процентов выделенных средств, лежат на депозитах и не используются. Кроме того, несмотря на деятельность стабилизационных фондов, цены на ряд социально значимых продуктов существенно выросли.
Многие проекты в агропромышленном комплексе, которые получают поддержку государства, не приносят должного эффекта. В прошлом году «КазАгроФинанс» реализовал 66 проектов, а в текущем году – только 16, хотя объём финансирования увеличился.
- Мне доложили, что «КазАгро» привлек 1 миллиард долларов на международных рынках под хорошую ставку. А есть ли конкретные проекты под эти деньги, есть ли заемщики с хорошей кредитной историей и залогами? – поставил вопрос Нурсултан Назарбаев.
Глава государства отметил инертное ведение работы по ревизии неиспользуемых земель и разработке механизмов их вовлечения в оборот.
Также Президент Казахстана поставил под сомнение целесообразность разработки новой Программы развития сельских территорий, учитывая, что аналогичный документ уже реализовывался в 2004-2010 годах.
- Сначала доведите до конца задуманное в прошлой программе и отчитайтесь по конкретным результатам, - распорядился Нурсултан Назарбаев.
Глава государства поручил продолжить оптимизацию дублирующих структур госорганов и работу по разграничению функций. Отмечено, что сегодняшняя система оценки работы акимов усложнена множеством формальных показателей и форм отчетности. Из 96 показателей только 46 берется из действующей статистики, 50 - новые.
Также необходимо изменить подходы к оценке развития регионов. Определяющими в рейтинге эффективности работы акимов должны стать такие индикаторы, как привлечение инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса, создание полноценных рабочих мест, качество государственных услуг, безопасность и правопорядок, вопросы ЖКХ, трудоустройство молодежи.
***
Президент Казахстана отметил, что Правительству и новому руководству Национального Банка следует проработать вопросы повышения эффективности денежно-кредитной политики.
В качестве приоритетной задачи Глава государства обозначил повышение вклада банковского сектора в развитие реальной экономики.
В промышленность направляется только 12 процентов кредитов всего банковского сектора. Также вызывает беспокойство тенденция снижения кредитования банками малого бизнеса. В 2013 году объём кредитов снизился на 13 процентов, при этом за год на 50 процентов вырос объем потребительских кредитов, достигнув отметки 2 триллиона тенге.
Кроме этого, Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что Фонд проблемных кредитов, созданный в начале 2012 года, пока договорился о выкупе займов лишь на сумму 500 миллионов тенге.
***
Следующим направлением, требующее повышенного внимания Правительства, является усиление процесса социальной модернизации.
За последние три года государство увеличило финансирование образования более чем в 1,7 раза. В 2013 году его объём составил почти полтора триллиона тенге. Однако дефицит мест в детских садах остается острым, в очереди состоят почти полмиллиона детей. Отдельные области допускают отставание по строительству объектов образования.
Было отмечено, что по объектам, финансируемым из республиканского бюджета, в Северо-Казахстанской и Актюбинских областях освоение не превышает 62 процентов. Аналогичная ситуация наблюдается и по местным бюджетам. Ввод межрегионального профессионального центра в городе Экибастуз Павлодарской области неоднократно срывается с 2011 года.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что в сфере профессионально-технического обучения готовится лишь треть всех требуемых в экономике специальностей. При этом остается неудовлетворительным состояние материально-технической базы, не хватает общежитий, имеется дефицит преподавателей из числа квалифицированных специалистов с производственным опытом. Похожие проблемы существуют и в системе высшего образования.
Глава государства отметил, что очень значительные средства выделяются и на здравоохранение. За 2012 год общий объем финансирования составил 8 миллиардов долларов, т.е. 4 процента ВВП, что находится на уровне развитых стран. Запланировано строительство 45 поликлиник и Центров первой медицинской санитарной помощи, более 300 врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.
В то же время качество услуг ещё не достигло ожидаемых результатов. Президент Казахстана подчеркнул, что построенные в регионах медицинские объекты должны быть укомплектованы квалифицированными специалистами.
Было отмечено, что Казахстан занимает первое место по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, второе место – от дорожно-транспортных происшествий. В прошлом году на дорогах погибло 2145 человек, в этом году -уже 2273 человека. В этой связи Глава государства поручил усилить ответственность за вождение в состоянии алкогольного опьянения.
В сфере труда и занятости Президент Казахстана обратил внимание на то, что социальную помощь следует предоставлять трудоспособным лицам на принципах взаимных обязательств. Безработный должен получать помощь с учетом того, что потом вернет ее.
Было отмечено, что, несмотря на принимаемые меры, сохраняется задолженность по заработной плате, которая составляет на 1 октября текущего года более 1 миллиарда тенге.
Важнейшей социальной проблемой остается обеспечение жилищных условий. Глава государства подчеркнул, что серьезные нарекания вызывает реализация Программы «Доступное жилье-2020». Многие семьи не могут позволить себе участие в ней из-за низкой платежеспособности. В то же время Президент Казахстана обратил внимание на факты приобретения в рамках Программы квартир по льготным ценам руководителями Жилстройсбербанка и их родственниками.
- Пусть вернут и отдадут тем, кто нуждается, - сказал Президент Казахстана.
***
Также на заседании были рассмотрены вопросы международной интеграции.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что объем внутреннего рынка является ограниченным, и для дальнейшего роста экономики требуется расширять рыночное пространство.
- Для нас интеграция - это требование жизни. Поэтому мы сейчас говорим о создании Евразийского экономического союза и вступлении во Всемирную торговую организацию, - сказал Глава государства.
При этом необходимо выработать общую интеграционную картину, проработать все возможные альтернативные варианты действий, провести анализ возможных выгод и потерь Казахстана.
Нурсултан Назарбаев отметил необходимость координации между переговорными группами и отраслевыми государственными органами, а также повышения уровня отечественных переговорщиков. Для этого следует разработать чёткий механизм качественного отбора кадров, которые будут представлять Казахстан, и усилить в этом вопросе роль Агентства по делам госслужбы.
***
Президент Казахстана подчеркнул, что по всем указанным вопросам необходимо вести разъяснительную работу и поднять роль средств массовой информации. Требуется обратить внимание на освещение в государственных СМИ животрепещущих проблем. Их задача заключается в том, чтобы нести населению знания по современной экономике, политике, ситуации внутри страны и за ее пределами.
Глава государства отметил, что в соответствии с его поручением ведется работа по созданию канонического учебника по истории страны.
- Считаю, что история, как Конституция, должна писаться и утверждаться профессионалами. Именно таких специалистов мы должны привлекать для этого серьезного дела. Мы и в дальнейшем будем подходить к данному вопросу предельно объективно и достоверно, - сказал Нурсултан Назарбаев.
В завершение Президент Казахстана подчеркнул, что реализуемая Стратегия-2050 является важной задачей, рассчитанной на 2-3 следующих поколения казахстанцев. Путь в число тридцати самых развитых стран мира будет непростым, и это должен понимать каждый.