National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Статья Нурсултана Назарбаева, посвященная вопросам укрепления ядерной безопасности


 

Когда Казахстан обрел независимость в 1991 году, он унаследовал ядерный арсенал – четвертый по мощности в мире. Мы приняли решение добровольно отказаться от этого оружия и передать его России в условиях строгой безопасности.

Такие действия заложили основу для лидерства Казахстана в этой сфере. Я считаю, что ни одна страна не пострадала больше от ужасающего воздействия ядерного оружия в мирное время, чем наша.

На Семипалатинском полигоне было произведено почти 500 ядерных взрывов в атмосфере и под землей. Из-за испытаний, которые велись в течение 40 лет, полтора миллиона людей оказались под воздействием радиоактивных осадков. Также была заражена огромная площадь земли.

Мы заплатили огромную цену и внесли свой серьезный вклад, чтобы мир стал более защищенным от угрозы ядерной катастрофы. Противостояние времен «холодной войны» ушло в прошлое, но сегодня появились другие причины для беспокойства.

Так, существует возможность, что ядерное оружие попадет к экстремистам. Возросла угроза для всего мира, исходящая от террористических групп. Увеличилось не только  их количество, но и уровень жестокости, пренебрежения к человеческой жизни.

Именно поэтому Президент США Барак Обама высказал предостережение, что ядерный терроризм является одной из самых больших угроз для международной безопасности.

Кроме того, вызовы нашего времени относятся и к сдерживанию расширения «ядерного клуба». Вопрос о том, как сдерживать распространение оружия, не мешая развитию мирных ядерных технологий, человечество пытается решить с самого начала атомной эры.

Около 60 лидеров со всего мира собрались на этой неделе на Всемирном Ядерном Саммите в Гааге, чтобы выработать механизмы ответа этим угрозам. Мы сфокусируем внимание на дальнейшем сокращении количества ядерных материалов, находящихся в обращении, и усилении мер их сохранности.

Казахстан обладает уникальным опытом в данной сфере. Одними из элементов наследия Семипалатинского полигона стали плутоний и высокообогащенный уран, оставшиеся в недрах земли в результате испытаний. Существовала угроза использования этих материалов для создания атомной бомбы.

Эксперты Казахстана, России и США провели беспрецедентную десятилетнюю программу по обнаружению и обезвреживанию расщепляющихся материалов. Национальными интересами в такой чувствительной сфере мы пожертвовали во имя более высоких целей достижения мира и безопасности в глобальном масштабе.

На саммите в Гааге, надеюсь, мы выработаем ряд практических мер для усиления ядерной безопасности и, самое главное, проявим политическую волю, чтобы претворить эти решения в жизнь.

Ключевым является вопрос: как предотвратить производство высокообогащенного урана, который может быть использован в целях изготовления бомб и боеголовок? Это требует от международного сообщества предоставления права развивать ядерные технологии в гражданском секторе тем странам, которые имеют абсолютно законное желание в данном направлении.

В то же время они не должны использовать эти технологии для возможного изготовления оружия.

Казахстан полностью согласен с мнением МАГАТЭ, что решение данного вопроса связано с предоставлением таким странам гарантированного объема высокообогащенного урана для атомных электростанций. Это и является целью создания международного банка ядерного топлива МАГАТЭ, который мы согласились разместить на своей территории.

Как мировой лидер в производстве урана, обладающий признанным опытом в обеспечении мер безопасности на ядерных объектах, Казахстан имеет отличные рекомендации в этой сфере. Мы наладили хорошие отношения со всеми ядерными державами и теми странами, которые планируют развивать атомные технологии в гражданском секторе.

Казахстан уже неоднократно выходил с инициативами модернизации режима нераспространения ядерного оружия, учитывающими современные реалии. В первую очередь, необходимо компенсировать несимметричность Договора о нераспространении ядерного оружия.

Не секрет, что сегодняшний режим нераспространения и реализуемое на практике применение соответствующих гарантий МАГАТЭ по ядерной деятельности государств-участников Договора о нераспространении дает значительные экономические и технологические преимущества странам «ядерной пятерки».

Они раскрывают сведения о своем ядерном секторе на добровольной основе. Это позволяет им сохранять научные и технологические разработки, имеющие коммерческий интерес, развитие отдельных направлений ядерного сектора и другую важную информацию от разглашения через систему гарантий МАГАТЭ.

В то же время, остальные государства, принявшие на себя обязательства по Договору и применяющие так называемые полноохватные гарантии к своей мирной ядерной деятельности, дают МАГАТЭ полную и детальную информацию по всем ядерным программам, исследованиям, планам по развитию атомной отрасли на десятилетие вперед. Вполне объяснимо недовольство основной массы стран таким неравным положением.

Было бы справедливо, если бы государства «ядерной пятерки» вели ежегодную отчетность перед мировым сообществом о выполнении обязательств по ядерному разоружению.

Для этого можно воспользоваться мандатом Совета безопасности ООН, образовав при нем специальный комитет по анализу выполнения обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия.

Учитывая чувствительность информации, ежегодные заседания комитета, где заслушивались бы отчеты государств, можно проводить в закрытом режиме. Но итоговый документ, отражающий общее состояние выполнения обязательств, должен публиковаться для всех стран-членов ООН.

Нельзя не отметить, что сейчас мир столкнулся с новыми вызовами для глобальной системы безопасности. В том числе, они являются проверкой на прочность действующей системы ядерного нераспространения. Важно принять такие политические решения, которые продемонстрируют всем «пороговым» государствам, что их безопасность может быть обеспечена должным образом и без ядерных программ.

В конечном итоге мы должны доказать, что глобальная система безопасности базируется не на разрушительных возможностях ядерного арсенала, а на созидательной силе согласования интересов и исполнения международных обязательств.