Уважаемые дамы и господа! Участники форума!
Приветствую на очередном Астанинском экономическом форуме собравшихся сегодня ведущих политиков, экономистов, представителей делового, научного сообщества, международных организаций и представителей СМИ. Спасибо вам. Добро пожаловать в Казахстан!
АЭФ возник как ответ на глобальный финансово-экономический кризис 2008 года. Кризис, который затронул 80% мировой экономики. И уже 7 лет мировая экономика не может полностью восстановиться, вернуть себе прошлые темпы роста. Сохраняются фундаментальные проблемы, такие как высокий уровень безработицы и растущий долг. Многие эксперты сейчас говорят о постепенном восстановлении, но признаки роста разрознены. И многие страны до сих пор не могут выбраться из стагнации. Другие экономисты полагают, что глобальный кризис 2008 года был системным, ацикличным и закончится лишь тогда, когда будет устранена его ключевая причина – накопившиеся глубокие дисбалансы. В первую очередь на валютных и торговых рынках. Они считают, что воспринимаемое большинством явление как турбулентность, на самом деле есть скрытая, латентная форма вызревания следующей стадии глобального кризиса. И она уже переходит из финансовой сферы в сферу валютных войн, экономических войн в виде незаконных санкций, и социально-политических войн, сотрясающих многие страны мира. Именно она порождает нарастание противостояния Запада и Востока, США и НАТО против России и Китая.
А что если уже в ближайшее время глобальный кризис перейдет из своей латентной фазы в открытую, в виде гиперкризиса? Ответ на этот вопрос могла бы дать экономическая наука, мировая научная мысль. Именно для этого мы и собираем ежегодно форумы, в том числе наш Астанинский экономический форум. И мы обязаны вместе с лучшими представителями мировой научной мысли найти пути того, как уберечь наши страны и народы от возможной грядущей катастрофы. Для расширенного поиска таких ответов мы создали всемирную экспертно-аналитическую сеть G-Global. Но этого, похоже, было недостаточно.
Сейчас, в глобальном масштабе формируются и развиваются следующие вызовы, которые несут большие угрозы для будущего процветания. Во-первых, фрагментация мирового порядка. Мы наблюдаем распад прежних сдержек и противовесов во всем мире. Потерю доверия между лидерами великих держав и коррозию международного права. Международные институты не могут гарантировать мир и стабильность. Второе, «стихийные» факторы: изменение климата и пандемии. Изменение климата происходит быстрее, чем ожидалось. Это сказывается на остроте последствий стихийных бедствий. Третье. Продолжает расти дефицит продовольствия. Под давлением трёх параллельных процессов - роста населения, доходов и урбанизации в ближайшие 30 лет потребуется удвоение производства продуктов питания. И это придётся делать в то время, когда ресурсы земли истощаются.
Уважаемые участники Форума!
Казахстан старается всесторонне отвечать на эти вызовы. Выступая за мир и стабильность в регионе, мы первыми в мире решительно и добровольно отказались от ядерного оружия. Мы последовательно укрепляем взаимоотношения с нашими странами партнёрами, являемся активным участником ОБСЕ, инициировали Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Будучи многонациональной и многоконфессиональной страной мы продвигаем идеи толерантности и межнационального согласия. В Астане регулярно проходят Съезды лидеров мировых религий. Казахстан первым среди стран СНГ был признан как государство с рыночной экономикой. За годы независимости мы создали новую экономику практически с нуля. ВВП страны вырос в 24 раза, а ВВП на душу населения достиг 13 тысяч долларов, уровня стран со средним доходом. Мы достигли большинства Целей развития тысячелетия ООН, сократили бедность в 20 раз (с 60% до 2,9%), построили сотни школ и больниц. Наша страна стала лидером в СНГ по привлечению прямых иностранных инвестиций - более 200 млрд долларов. Всего за 15 лет на голой степи построена новая столица город Астана. Город стал гордостью казахстанцев и драйвером роста экономики страны.
Мы в Казахстане тоже ищем ответы на глобальные проблемы. Для этого были разработаны стратегические программы «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050». Мои работы «Ключи от кризиса», «Пятый путь» были посвящены этой теме. Нашим практическим ответом на кризис мировой экономики стала всеобъемлющая государственная программа индустриально-инновационного развития и программа «Нұрлы жол» - Путь в будущее. Наша программа «Нұрлы жол» направлена на вхождение Казахстана в число 50 стран мира, лидирующих по качеству инфраструктуры.
Казахстан - девятая страна по территории в мире. Строительство инфраструктуры требует больших инвестиций, но имеет значение на века, как наследие для будущих поколений. Только в следующие три года на строительство новых дорог, электросетей, коммуникаций будет направлено 14 млрд долларов. Более трети этих средств будут выделены нашими партнерами из международных финансовых институтов. Мы выстроим сеть автодорог по лучевому принципу от столицы к регионам, построим железные дороги, мосты, электролинии, школы, больницы, объекты ЖКХ и жильё. Это позволит добиться сбалансированного развития всех регионов страны, снизит диспропорции, как в экономическом развитии, так и в социально-демографической ситуации.
Реализация программы «Нұрлы жол» позволит достигнуть ряда значимых результатов. До 2019 года на треть сократится время в пути между крупными городами, обеспечивая выход в соседние страны. Будет сформирована единая энергосистема, полностью обеспечивающая потребности в электроэнергии. В то же время программа создаст полмиллиона новых рабочих мест. Так было в США и Южной Корее. В результате реализации индустриально - инновационной программы и «Нұрлы жол» в стране будет построена новая экономика и новый инфраструктурный каркас страны.
Уважаемые дамы и господа!
Наша страна поставила для себя амбициозные задачи. Однако, я уверен, что они выполнимы. Мы понимаем, что для устойчивого роста и перехода Казахстана в категорию развитых государств нам нужны более глубокие реформы, которые улучшат институциональную среду. Для этого в своей предвыборной кампании я выдвинул пять направлений таких реформ. Это – совершенствование системы государственного управления, обеспечение верховенства закона, стимулирование экономического роста, укрепление казахстанской идентичности и, наконец, повышение транспарентности и подотчётности государства. В реализацию этих реформ уже принят и опубликован План – 100 конкретных шагов «Современное государство для всех». В рамках реформ будут внедрены самые современные инструменты и стандарты государственного управления наиболее развитых стран. Для этого мы подписали Страновую программу с ОЭСР.
Кроме того, мною подписан Указ о создании международного финансового центра «Астана» на платформе всемирной выставки «ЭКСПО-2017». Мы провели переговоры с представителями Дубайского центра и договорились, что полностью перенесем их опыт в Казахстан. Таким образом, наш центр будет основан на принципах английского права, с льготным налоговым режимом и независимым финансовым судом. Мы уверены, что финансовый центр «Астана» станет ядром финансовой инфраструктуры Казахстана, а в дальнейшем и финансовым хабом для всего Центрально-азиатского региона. При этом Алматы, в котором расположено большинство финансовых институтов Казахстана, продолжить оставаться центром концентрации финансовых услуг и финансового посредничества внутри страны. Все эти меры призваны обеспечить нам долгосрочное устойчивое развитие.
Дорогие гости Форума!
Тема нашего Форума – «Инфраструктура: драйвер устойчивого роста экономики». Инвестиции в инфраструктуру стоят во главе экономической повестки многих стран вне зависимости от степени их развития. Большие надежды возлагаются на Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Более 50 стран, включая страны западной Европы, изъявили желание участвовать в деятельности Банка. Казахстан стал одним из первых учредителей этого проекта.
Существующие морские торговые маршруты не могут удовлетворить растущие потребности международной торговли. Уже сегодня объём торговли между КНР и ЕС составляет почти 600 млрд долларов и по прогнозам к 2020 году он увеличится до 800 млрд долларов. Поэтому большое значение для растущей Азии играет развитие сухопутного маршрута в Европу. И в этом мы видим для себя новые возможности.
Особую важность имеет инициатива лидера КНР «Экономический пояс Шёлкового пути», которая впервые была озвучена в Астане. Мы одними из первых поддержали эту инициативу и уже вносим свою лепту. Нашим первым крупным проектом является строительство казахстанского участка автомобильной магистрали «Западная Европа - Западный Китай» протяженностью 2700 км. Данные работы мы завершим в этом году. Ожидается, что объём грузопотока на казахстанском участке составит до 30 млн тонн в год. Трасса свяжет не только Китай, Казахстан, Россию и Европу. Доступ к ней получат страны Центральной Азии – Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан.
Параллельно ведётся строительство железных дорог и новых логистических мощностей. Недавно открыт казахстанский логистический терминал порта в Желтом море – Ляньюнган. Начались перевозки контейнеров. Это прямой выход из Европы через Россию, Центральную Азию на Азиатско-Тихоокеанский регион и наоборот по железной дороге. За первый год работы объём груза из Китая в Европу вырос на 80 процентов. Это грузы восточных и центральных районов КНР. Завершено строительство железной дороги Жезказган-Бейнеу, которая соединила КНР через Казахстан с каспийскими морскими портами. Это дает возможность перевозки грузов через Казахстан, Кавказ в Европу. Эта же железнодорожная магистраль соединилась с уже построенным путём Казахстан-Туркменистан-Иран и далее на Персидский залив порт Бандерабас. Это позволяет нам выйти на Западное побережье Индии и юг Пакистана. Эта дорога обеспечивает выход нашей продукции на Ближний Восток. Уже в этом году Казахстан может в 5 раз увеличить поставку только зерна в Иран. Объём грузоперевозок по этой дороге в ближайшем году достигнет 10 млн тонн.
Все эти проекты направлены на увеличение транзитного потенциала, как нашей страны, так и всего Евразийского экономического союза. Это новый Шёлковый путь. Заинтересованность в свободной торговле с ЕАЭС проявили 40 стран. Но мы не должны останавливаться на этом. Я предлагаю создать новый высокоскоростной, мультимодальный транспортный маршрут «Евразийский трансконтинентальный коридор». Он будет пролегать через всю территорию нашей страны и позволит осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и обратно. Это намного короче пути через океаны. Транспортная артерия даст импульс развитию производства.
Уважаемые участники Форума!
Совместные инициативы в сфере транспорта являются хорошей платформой сотрудничества. Она должна дать старт глубоким формам взаимодействия и интеграции стран, а также региональных объединений. Я предлагаю создать Объединённое Евразийское Экономическое пространство. Нам важно принять единые правила, которые учтут национальные интересы всех участников и в тоже время будут направлены на устранение барьеров и повышение взаимовыгодной интеграции. Правила должны касаться, в первую очередь, торговли, транспортировки и движения ресурсов. Создание экономического пояса Шёлкового пути, в своей сути закладывает этот принцип. В рамках Объединённого Евразийского пространства необходимо создать постояннодействующую площадку, на которой будут обсуждаться и вырабатываться предложения по дальнейшим направлениям развития континента, повышению уровня интеграции между всеми её членами. Астанинский Экономический Форум может стать такой площадкой.
Уважаемые гости Форума!
Уверен, что результаты работы Форума, Ваши новые идеи, проекты и инициативы будут способствовать повышению благосостояния всех граждан государств региона. Они создадут условия, которые гарантируют экономическую, политическую и социальную стабильность и предсказуемость. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждое государство континента стало частью нового расцвета Евразии, что положительно повлияет на благо всего мира. Желаю Вам плодотворной работы и всего самого наилучшего!
Астана, 22 мая 2015 г.