National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Выступления


Доклад Главы государства Н.А. Назарбаева на Евразийском форуме развивающихся рынков «Вхождение Казахстана в 30-ку наиболее развитых государств мира»

10 сентября 2013 года

 

Құрметті форумға қатысушылар!

Ханымдар мен мырзалар!

 

Дамушы нарықтардың Еуразиялық форумына қош келдіңіздер. Былтыр желтоқсан айында мен «Қазақстан 2050» стратегиясын жария еттім.  Ол Қазақстанның  әлемдегі ең дамыған 30 мемлекеттің біріне айналуын көздейді. Бұл мақсатқа жетуге еліміздің толық мүмкіндігі бар. Біздің тәуелсіздік жылдарындағы жетістіктеріміз бұған айқын дәлел бола алады.  

 

Уважаемые участники Форума!

Дамы и господа!

 

Как вы знаете, в декабре прошлого года я предложил казахстанцам Стратегию «Казахстан – 2050». К 2050 году Казахстан должен стать одной из 30-ти наиболее развитых стран мира. Казахстан имеет все шансы для этого.

Кризис развалившейся советской экономики для нас был сопоставим по своим масштабам с Великой депрессией в Америке. Высказывались сомнения в жизнеспособности республики как независимого государства, сохранении и безопасности его границ. Но мы преодолели эти трудности. Несмотря на новые региональные и глобальные кризисы, мы уверенно шли по пути модернизации своей страны.

Мы стали самостоятельно, взвешенно и решительно формировать свое будущее. И теперь, когда в Казахстане создан прочный фундамент для новых достижений, мы расширяем горизонты наших возможностей. Мы четко осознаем свои конкурентные преимущества и знаем, как их превратить в экономические и социальные успехи. Мы обладаем огромной территорией, богатыми природными ресурсами, обширными сельскохозяйственными угодьями и значительным потенциалом развития ветровой и солнечной энергетики. Мы обеспечили макроэкономическую устойчивость.

Высокий экономический рост приобрел стабильный характер. Мы реализуем эффективную политику управления нефтяными доходами. В целом золотовалютных резервов страны – 90 миллиардов долларов США. Это - около 30 процентов экономики нашей страны. Мы построили базовые институты, необходимые для формирования полноценной рыночной экономики и демократического общества. Мы лидируем в регионе по многим аспектам инвестиционного и бизнес-климата.

Растет население Казахстана. Улучшается качество жизни и состояние здоровья граждан, продолжительность жизни достигла 70 лет. В стране увеличивается доля высококвалифицированных специалистов. Мы создали специальные интеллектуальные школы, холдинг по развитию профессионально-технического образования и университет мирового уровня. Мы настойчиво идем к лучшим образовательным стандартам развитых стран.

Сегодня мир знает Казахстан как миролюбивую страну, выступающую за взаимовыгодное сотрудничество и интеграцию. Нам хорошо известны барьеры, которые потенциально могут стать препятствием на пути развития страны. У нас низкая плотность населения - почти половина казахстанцев проживает на селе. Многие населенные пункты находятся крайне далеко от центров экономического роста. Это ограничивает возможности всеобщего доступа к качественному образованию, получению квалифицированной медицинской помощи, производительной занятости, инфраструктуре. Мы все еще находимся в зоне риска развития «голландской болезни». Экономика страны еще находится в процессе диверсификации производства и экспорта.

Основной объем прямых иностранных инвестиций приходится на добывающий сектор экономики. Мы унаследовали высокую энергоемкость экономики при относительно низком уровне производительности труда. Нуждается в модернизации транспортная, жилищно-коммунальная и инфокоммуникационная инфраструктура. Преграды – не повод остановиться в развитии, но хороший повод для самосовершенствования. Мы будем работать, чтобы барьеры превратить в возможности для развития.

 

Уважаемые участники форума!

Сегодня все больше задаются вопросом: «Что  такое развитая страна?» Думаю, что  развитая страна – сложное и многомерное понятие. Развитые страны, входящие сегодня в топ 30-ти, – это страны с наиболее высоким уровнем ВВП на душу населения. Но это всего лишь количественный показатель, критикуемый многими экспертами за то, что он не отражает качественных изменений развития страны.

Все развитые страны являются  наукоемкими, с доминирующим сектором услуг, высокой производительностью. Научные знания и высокотехнологичные сектора промышленности играют основополагающую роль в обеспечении экономического роста. Исходя из сегодняшнего  понимания о развитой стране, Казахстану предстоит не просто совершить качественный рывок в развитии. Нужна нарастающая и всеохватная модернизация.

По экспертным оценкам, влияние глобальных трендов в течение ближайших 15-20 лет будет благоприятным для Казахстана.  И это дает  нам «окно возможностей» именно в 15-20 лет для того, чтобы  добиться  максимальных результатов за короткое время. Казахстанский путь к развитой стране должен исходить из желания каждого изменить себя, изменить Казахстан и сделать его частью глобального мира. Желание нового качественного развития – вот главная идея нации на ближайшие десятилетия.

Мы должны быть готовы к различным вариантам развития в мире и выстраивать гибкую политику по достижению цели вхождения в 30-ку наиболее развитых стран. Ключ к успеху в неопределенном мире лежит в возможности быстро и правильно реагировать на происходящие изменения и изменяться также быстро, как быстро меняется мир. Никто не может предсказать с точностью, каким будет мир к 2050-му году. Некоторые незначительные события могут сформироваться в тренды, а некоторые тренды могут появиться внезапно, буквально из ниоткуда.

В 1970-х годах никто не мог представить, что через 40 лет Китай станет второй экономикой мира. Никто не мог предположить распада Советского Союза  и «два потерянных десятилетия» Японии. Точно также и сейчас. Реальная картина мира в будущем может оказаться совсем иной. Как свидетельствует опыт наиболее развитых стран, именно переход к наукоемкой экономике обеспечивает одновременно гибкость,  динамичность и устойчивость роста экономики и благосостояния страны в целом. Поэтому вхождение Казахстана в 30-ку развитых стран мира должно быть основано на формировании наукоемкой экономики.

Принципами формирования наукоемкой экономики должны стать открытая рыночная экономика, меритократия, партнерство и прагматизм, верховенство права, инклюзивность, а также подверженность постоянным структурным изменениям посредством инноваций. Эти принципы создают необходимые стимулы для самореализации граждан и предпринимательской инициативы. Они предоставляют каждому равные права и равные возможности. Они формируют равные правила игры для всех без исключения, создают атмосферу свободы, честной конкуренции и справедливости. Они создают стимулы для  постоянного стремления к новым знаниям, росту профессионализма. Вся наша политика и все меры должны быть подчинены им и четко с ними согласованы.

Базой для новой экономической политики должны стать два самых важных приоритета. Это, во-первых, создание всех необходимых условий для развития человека - главного двигателя инноваций. Во-вторых, совершенствование институциональной среды, обеспечивающей условия для развития бизнеса и предпринимательских инициатив. 

Первое. Развитие человеческого капитала.

Образование как ключевой инструмент построения наукоемкой экономики должно ориентироваться на новое качество всех уровней системы образования. Это доступность дошкольного образования и воспитания для всех детей, в том числе в возрасте до 3 лет независимо от социального статуса и материального достатка родителей. Это высокий уровень качества среднего, профессионально-технического и высшего образования. Система образования должна давать не только знания, но и необходимые навыки их применения на практике, постоянно внедрять современные методы обучения, активно использовать  информационно-коммуникационные технологии.

Нам важно сформировать эффективную систему профессионально-технического образования. В наших планах строительство как минимум двух колледжей мирового уровня  в городах Астана и Алматы. Нам нужно без промедления реагировать на структурные изменения на рынке труда, внедряя обучение в течение всей жизни. Для адаптации высшего образования к потребностям наукоемкой экономики нам предстоит  обеспечить интеграцию университетов, науки и бизнеса. Задача состоит в том, чтобы каждый уровень образования давал знания и навыки, востребованные как в экономике, так и в жизни.

Одним из важных направлений развития образования для нас является подготовка современных педагогических кадров. Мы идем по пути принятия комплексных мер по повышению квалификации учителей, созданию стимулов для их профессионального роста и возвышению престижа профессии учителя в обществе.

Развитие человеческого капитала во многом зависит от условий для повышения качества жизни – качества системы здравоохранения и здорового образа жизни. Каждый житель страны должен иметь доступ к чистой воде, воздуху и полноценным биоресурсам. Для повышения качества системы здравоохранения, в первую очередь, мы делаем ставку на профилактику и раннее выявление заболеваний. Первичная медико-санитарная помощь должна охватить все городские и сельские населенные пункты и быть основой нашей системы здравоохранения. Нам нужно внедрять принципы солидарной ответственности государства, работодателя и работника за свое здоровье. С 2015 года у нас начнет работать Фонд социального медицинского страхования.  

Второе. Совершенствование институциональной среды.

Нам предстоит выстроить гибкую и эффективную систему экономических и политико-правовых институтов. Их первоочередная задача - обеспечить формирование и сохранение благоприятной среды для развития предпринимательства, самореализации каждого гражданина и обеспечение его прав.

Кризис 2008 года вынудил государство играть более активную роль в регулировании экономических процессов. Понятно, что для долгосрочного и устойчивого развития снижение роли государства и усиление рыночных механизмов является безальтернативным вариантом.

Доли государственной собственности в промышленных и инфраструктурных предприятиях мы будем последовательно сокращать. Новый этап приватизации, программа «Народное IPO», а также регулярные дополнительные эмиссии ценных бумаг будут основными мерами в этом направлении.

Мы должны и дальше совершенствовать  условия ведения бизнеса и способствовать развитию предпринимательской инициативы. Для этого нам важно продолжить реализацию политики по снижению административных барьеров.

В первую очередь, необходимо устранить барьеры в международной торговле, совершенствовать таможенное администрирование и в целом регулирование внешнеторговой деятельности. Структурные изменения в экономике, переход на наукоемкую экономику усиливают значимость защиты интеллектуальной собственности. В этой связи для нас важна работа по упрощению и ускорению регистрации охранных документов на объекты интеллектуальной собственности.

Эффективность в рыночной экономике, партнерство и прагматизм в обществе достигается через децентрализованную систему отношений. Четкое разграничение полномочий между уровнями государственного управления, укрепление доходных источников местных бюджетов и развитие местного самоуправления должны стать решением вопросов региональной дифференциации в уровне жизни. Этот вопрос касается и повышения автономности в деятельности школ, больниц, вузов. В наших планах - распространять практику создания попечительских советов.

Мы будем развивать практику корпоративного управления в организациях государственного сектора, предоставляя им больше самостоятельности. Но при этом важен стратегический контроль за результатами деятельности этих организаций.

Верховенство закона гарантируется эффективностью государственного управления, прозрачностью судебной системы и полным осознанием того, что все перед законом равны. Судебная система должна не в теории, а на практике быть доступной и прозрачной, просто и быстро разрешать споры. Честное и добросовестное исполнение судьями профессиональных обязанностей, их независимость при принятии судебных решений гарантируют эффективное восстановление нарушенных прав. Это утверждает в обществе уверенность в справедливости, беспристрастности и независимости суда. И это – наша задача.

Искоренение коррупции - одна из главных предпосылок, ведущих к росту предпринимательской инициативы и творческого развития каждого гражданина страны. Мы будем вести комплексную институциональную реформу правоохранительной системы, создавать новые институты и систему отношений, в которых человек мотивирован честно исполнять свои обязанности. Все эти требования найдут разрешение в новых Уголовном и Уголовно-процессуальном Кодексах,  которые будут внесены Правительством в Парламент в ближайшее время.

Нам предстоит выстроить эффективную систему государственного управления. В государственной службе принципиально важно углубление принципов меритократии, создание «социальных лифтов», укрепление профессионализма, в том числе за счет формирования эффективных менеджеров «корпуса А».

В этом году в Казахстане проведены выборы акимов почти в 2,5 тысячах городах районного значения, сельских округах, поселках и селах. Это масштабный шаг на пути к дальнейшей демократизации общества. Мы будем и дальше поэтапно углублять демократические реформы, укрепляя институт местного самоуправления.

Уверен,  что совершенствование институциональной среды и развитие человеческого капитала позволят нашей стране заложить прочный фундамент для формирования наукоемкой экономики и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Эти два главных приоритета должны стать ключевыми на ближайшие десятилетия. Сильная база институтов и человеческого капитала будут той основой, на которой в долгосрочной перспективе Казахстан может осуществить масштабные изменения и выстоять перед глобальными изменениями.

Теперь о территориальном развитии. Это важный вопрос с учетом нашей огромной территории и низкой плотности населения. Наш выбор - развитие городских агломераций – точек экономического роста с прилегающими к ним городами-спутниками. Долгосрочными целями страны станут формирование четырех конкурентоспособных агломераций-мегаполисов мирового уровня и ряда «умных», «зеленых», комфортных и безопасных городов. Это будет физическим каркасом формирования наукоемкой экономики. Практика других стран учит: инновации развиваются в крупных городах.

Высокая плотность населения, диверсифицированность и развитость инфраструктуры, человеческого капитала усиливают обмен и распространение знаний.  Это способствует процессу изменений, инноваций и зарождению новых направлений экономики.  

Центрами агломераций могут стать наши крупнейшие города  – Астана и Алматы. К ним могут присоединены и другие города. В этих городах наиболее активно  развивается малый и средний бизнес, они имеют высокую долю трудоспособного населения, в них имеется наиболее развитая инфраструктура. Теперь мы должны сформировать из них крупные центры научно-исследовательских разработок, развития инноваций и предпринимательства, создать сеть интеллектуально-инновационных кластеров или так называемых научных парков.

Первый интеллектуально-инновационный кластер у нас уже формируется в Астане на базе Назарбаев Университета. Впоследствии данная практика должна быть транслирована на другие агломерации. Они должны стать центрами притяжения населения страны за счет предоставления образовательных, информационных и транспортных услуг высокого качества, интенсивности конкуренции, а также привлекательных условий для инвестиций. В этих центрах роста необходимо внедрять современную инфраструктуру – развивать скоростные автобусные маршруты и легкорельсовые трамвайные линии и метро, расширять информационно-коммуникационные технологий.

Нам необходимо повысить эффективность институтов по развитию и  поддержке науки и инноваций. Для этого должно быть усовершенствовано законодательство по венчурному финансированию, защите интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также  коммерциализации научных разработок.

 

Уважаемые участники форума!

Для перехода к экономике знаний мы должны сбалансировать и скоординировать наши стратегии в сфере управления энергетическими ресурсами, развития возобновляемых источников энергии и обеспечения энергоэффективности, индустриального развития.

Первое. Изменение подходов к управлению углеводородными ресурсами.

Сырьевые запасы, и, в частности, энергоресурсы, должны перестать быть базовым источником доходов государства, но должны поддерживать рост многоотраслевой национальной экономики. Это ключевая задача Правительства. В этой связи политика в сфере энергетики должна быть переориентирована на последовательность, устойчивость и экологическую безопасность эксплуатации энергоресурсов. Нам необходимо сохранить долгосрочный экспортный потенциал нефтяных ресурсов, развивать возобновляемые источники энергии, а также обеспечить энергоэффективность.

Необходимо тщательно рассмотреть различные подходы к политике управления нефтяными ресурсами, от агрессивного до консервативного сценария их добычи. Из трех видов активов — нефтяных резервов на месторождениях, финансовых активов Национального фонда и социальной инфраструктуры — неизвлеченные нефтяные ресурсы имеют положительный уровень доходности в долгосрочной перспективе. Необходимо определиться, какой уровень добычи ресурсов нам достаточен – и на этом остановиться.

При консервативном подходе обеспечивается устойчивость добычи и экспорта нефтяных ресурсов до 2050 года и стабильность поступления доходов в Национальный фонд. При агрессивном сценарии мы можем быстро потерять  возможности для экспорта нефтяных ресурсов. Кроме того, это значительно усилит риск развития «голландской болезни».

Второе. Развитие альтернативных источников энергии и повышение энергоэффективности.

Казахстан обладает значительным потенциалом для развития альтернативных источников энергии и может к 2050 году за счет них обеспечить производство 50 процентов общего объема электроэнергии, одновременно сокращая энергоемкость экономики. В целях снижения энергоемкости экономики до 2050 года нам необходимо довести энергоэффективность экономики страны до уровня Китая. Это означает, что до 2020 года ежегодное снижение энергопотребления должно составлять не менее 2,5 процентов, после 2020 года – 3,5% ежегодно.

Для этого нам необходимо сформировать комплексный институциональный подход, включающий создание Агентства по развитию чистой энергетики, Фонда по поддержке проектов в сфере альтернативных источников энергии,  энергосервисных компаний и разработку программы «Лидер в энергоэффективности».

Третье. Корректировка индустриальной политики.

Мы должны оптимизировать текущие приоритеты индустриализации и отказаться от «увядающих сфер производства». Нам нужно ограничить число приоритетных отраслей для проведения форсированной индустриально-инновационной политики. В противном случае это приведет к распылению ресурсов и отсутствию конкретных результатов. Для конкурентоспособности в будущем нам уже сейчас надо специализироваться на высокотехнологичных сферах производства.  В этой связи необходимо усилить исследовательский потенциал в таких сферах производства, как  «чистая энергетика»,  робототехника, нанотехнологии, генная инженерия в сельском хозяйстве и аэрокосмическая промышленность в незанятых технологических нишах.

Мы также должны сформировать высокотехнологичный сектор услуг, в первую очередь, в сферах предоставления геологоразведочных и инжиниринговых услуг, информационно-коммуникационных услуг, а также комплексных услуг по производству и обслуживанию реакторов и атомных станций.

Безусловно, сектор сельского хозяйства обладает огромным потенциалом развития в долгосрочной перспективе. Растущий мировой спрос на продовольственные товары, рост численности населения в развивающихся странах, глобальные климатические изменения создают весомые стимулы для развития этого сектора. Нам важно внедрить новые технологии и включить в сельскохозяйственный оборот ранее неосвоенные земли в засушливых и полупустынных регионах. Важно активизировать научные исследования в сфере сельского хозяйства, создать условия для повышения инвестиционной привлекательности отрасли и расширить доступ к финансированию. Важно перейти на рациональное использование ресурсов, в том числе через развитие генно-модифицированных продуктов.

Новые подходы в экономической политике должны быть в согласии с принципами «зеленой экономики». Это – устойчивое развитие, низкая энергоемкость экономики, развитие альтернативных источников энергии и рациональное использование ресурсов. Это – инновационное развитие с минимальным воздействием на окружающую среду.

И последнее. Вопросы интеграции.

Большая протяженность территории страны, малая численность населения, отсутствие выхода к морю требуют от Казахстана открытой, активной интеграционной политики и становления страны активным членом мирового сообщества. Это не единственная причина. Открытость стран для  международной торговли стало одной из причин достижения устойчивого роста во всех быстроразвивающихся странах. По такому пути шли и развитые страны сегодняшнего мира в послевоенный период.

Мы можем использовать наше географическое преимущество как страны, расположенной на стыке Европы и Азии. Транзитный потенциал имеет большие перспективы развития. Открытость и прагматизм должны быть пронизаны по всем направлениям наших торговых взаимоотношений с другими государствами. Это касается и Таможенного Союза, и ВТО, и региона Центральной Азии.

Поддержание стабильного экономического развития и улучшение благосостояния соседних стран окажет позитивное влияние на развитие Казахстана. Благополучие этих стран также будет способствовать минимизации потенциальных рисков, связанных с ростом наркотрафика, угрозой терроризма, религиозного экстремизма и обострения этнических конфликтов.

 

Уважаемые участники Форума!

Я изложил свое видение и подходы развития Казахстана на долгосрочную перспективу в сжатом виде. Подробный план действий разрабатывается и будет опубликован в ближайшее время. Уверен, что это позволит войти Казахстану в 30-ку наиболее развитых государств и заложить основу для преодоления новых рубежей и после 2050 года. Мы к этой работе приступили. В прошлом году Правительству было дано поручение разработать концепцию вхождения Казахстана в 30-ку наиболее развитых стран.

С учетом сегодняшнего обсуждения Правительству при разработке проекта концепции необходимо учесть высказанные предложения и до конца текущего года завершить работу над проектом. Мы более 20-ти лет сплоченно шли к тому, что мы имеем - благополучное общество, сильная, стремительно развивающаяся экономика. Это – надежная основа для новых стартов. Выполняя «Стратегию – 2030», мы стали состоявшимся государством, способным решать более сложные задачи дальнейшего развития нашей страны. Но для достойного и уверенного будущего наших следующих поколений сегодня предстоит сделать еще многое и многое.

Изменилось наше окружение. Оно будет продолжать меняться так же, как и мы сами. Время быстротечно. И перспектива 2050 года, которая наступит через 37 лет и сейчас кажется абстрактной, в историческом измерении является небольшим промежутком времени. До сих пор время было нашим союзником, надеюсь, так будет и дальше. Поэтому уже сегодня мы должны действовать так, чтобы максимально обеспечить достижение поставленных целей в будущем.

Когда у нас есть цель, мы всегда приходим туда, куда устремлены. Я хотел бы, чтобы наши будущие поколения жили в свободном, сохранившим свою культуру и традиции, мирном Казахстане, стране больших возможностей. В стране, где законы поощряют частную инициативу и действуют в общественных интересах. В  обществе взаимной ответственности и партнерства.

Я хотел бы, чтобы казахстанские ученые и исследователи были признаны мировыми лидерами в химии, генетике, физике и технике, а предприниматели были лидерами в применении новых технологий. Надеюсь, что казахстанцы станут одной из самых здоровых наций в мире с высокими стандартами жизни. Развиваясь и процветая, оставаясь миролюбивой страной и надежным партнером, Казахстану быть среди ведущих стран мира. Я в этом не сомневаюсь!

 

Уважаемые дамы и господа!

Размышляя над тем, как может выглядеть развитый Казахстан в 2050 году, я попробовал представить историка, оценивающего прогресс развития нашей страны.

В начале 2050 года Правительство подведет итоги пройденного пути, а нынешний студент – будущий историк запишет:  «В декабре 2012 года тогдашний Президент озвучил цель войти в число 30-ти развитых стран мира. Мы добились этой цели.

За четыре коротких десятилетия из страны со средним уровнем дохода в 12 тысяч долларов США на человека, мы достигли уровня, который ставит нас в число 30-ти самых развитых государств. Мы создали институты, поддерживающие частные  инициативы и обеспечивающие эффективную защиту уязвимых слоев населения. Мы использовали наши природные ресурсы таким образом, чтобы они поддерживали, а не тормозили наше развитие. Большая часть нашего экономического успеха достигнута благодаря быстрой индустриализации и развитию отраслей сферы услуг. Осуществлен переход к «зеленой экономике». Казахстан достиг наилучших успехов в развитии базы трудовых ресурсов. У нас – одна из самых передовых систем образования в мире. Наша страна лидирует в удовлетворении потребностей своих граждан в медицинской помощи.

Мы – мирная страна. Не представляя угрозы ни для одной из стран, будучи другом абсолютно для всех, Казахстан занял достойное место среди ведущих государств мира. Теперь мы должны дальше укреплять наше лидерство. Хотелось бы, чтобы новое поколение приняло этот вызов с энтузиазмом и уверенностью в успехе».

Спасибо за внимание!


Вернуться назад Вернуться назад Twitter Facebook Печать
Tokaev

Президент Республики Казахстан