National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 19 март 2004 г.


 

К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОМУ КАЗАХСТАНУ,  

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКЕ,  

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ НАЦИИ  

Дорогие казахстанцы!

Прошедший год добавил нам уверенности и оптимизма в плане развития национальной экономики. Совокупный рост валового внутреннего продукта за последние четыре года составил почти 50%. В начале марта влиятельное издание «Дэйли телеграф»опубликовало экономический анализ британской компании «Оксфорд аналитика», в котором Казахстан признаётся одной из самых энергично развивающихся стран среди государств с транзитной экономикой и по прогнозам сохранит лидирующие позиции и в текущем году.  
 
2003 год стал первым годом реализации индустриально-инновационной стратегии. В стране созданы институты развития, которые уже сейчас оказывают реальное воздействие на модернизацию перерабатывающих отраслей. Банком развития кредитуются 20 инвестиционных проектов на сумму свыше полумиллиарда долларов. Инновационный фонд приступил к финансированию строительства первого космического спутника страны. В прошлом году восстановлена деятельность пяти нефтехимических предприятий. Введены в эксплуатацию заводы по производству цинка в Балхаше, полиэтиленовых труб в Атырау, причал и инфраструктура поддержки морских операций на Каспийском море. Обеспечен запуск Костанайского дизельного завода. Осуществляется реконструкция и перевооружение многих предприятий лёгкой и пищевой промышленности.  
 
Можно считать добрым знаком, что в 2003 году, впервые за годы независимости, темпы роста перерабатывающей промышленности превзошли темпы роста добывающей. Только в машиностроении они превысили 20%.  
 
Завершился и первый год реализации агропродовольственной программы. Итоги радуют. Значительно возросли объёмы государственной поддержки АПК. В минувшем году аграрии получили около 51,5 миллиарда тенге, а в нынешнем выделено почти 70 миллиардов.  
 
Это более чем на четверть превышает показатель предыдущего года.  
 
Выделенные средства позволили крестьянам в минувшем году закупить через лизинг 806 единиц сельхозтехники, приобрести 52,5 тысячи тонн минеральных удобрений, а также гербицидов и протравителей, препаратов для вакцинации скота.  
 
Хорошие результаты достигнуты и в животноводстве, где отмечается стабильный рост поголовья. Выросло производство мяса, молока более чем на 17%.  
 
Казахстан смог не только обеспечить собственные потребности в хлебе, но и экспортировать более 5 миллионов тонн зерна. Объёмы переработки сельскохозяйственной продукции в прошлом году в реальном исчислении увеличились на 9,5%. Но главное, значительно улучшилось материальное положение наших крестьян, а значит, их настроение, вера в будущее.  
 
В последние годы неуклонно повышается жизненный уровень всего населения Казахстана. В истекшем году осуществлён пересмотр пенсий с учётом трудового стажа и заработной платы. С начала года увеличены минимальные размеры пенсии и заработной платы. Мы единственное государство в СНГ, которое сочло необходимым компенсировать потерянные вклады населения в Сбербанке СССР. За минувший год было переоформлено более 1,3 миллиона вкладов на общую сумму более 4 миллиардов тенге. В этом году срок переоформления вкладов завершается. В связи с многочисленными обращениями граждан поручаю Правительству внести предложения по продлению срока переоформления вкладов и на следующий год.  
 
Рост экономики за истекшие четыре года позволил увеличить размеры:  
 
минимальной пенсии – почти в два раза (с 3000 до 5800 тенге), средней – также в два раза (с 4,1 тыс. до 8,6 тыс. тенге);  
 
минимальной заработной платы – в два с половиной раза (с 2,6 тыс. до 6,6 тыс. тенге), средней – почти в 1,6 раза (с 14,3 тыс. до 24,8 тыс. тенге);  
 
государственных социальных пособий – на 45%.  
 
Успехи в социально-экономическом развитии позволяют нам вплотную приблизиться по основным параметрам к ряду стран Центральной Европы, а государства Юго-Восточной Европы мы уже опередили. По классификации Всемирного Банка наше государство теперь относится к группе стран, у которых доходы – выше среднего уровня.  
 
Усиливаются роль и авторитет Казахстана на постсоветском пространстве, в Каспийском и Центрально-азиатском регионе, возрастает значение нашей страны на политической и экономической карте мира. Казахстан стал местом проведения крупнейших мировых форумов: Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Нашу страну посетили с визитами авторитетные мировые лидеры государств Евроазиатского региона.  
 
Казахстан продолжает своё целеустремленное развитие в полном соответствии с долгосрочной Стратегией «Казахстан-2030». Сейчас в повестке дня стоит вопрос о конкурентоспособности Казахстана в мировом сообществе, о конкурентоспособности нашей экономики и конкурентоспособности казахстанцев – учёных, менеджеров, бизнесменов, специалистов, рабочих. А для его решения нам необходимо приступить к разработке Стратегии достижения европейских стандартов, как в экономической, так и в социальной сферах.  
 
* * *  
 

1. Конкурентоспособная экономика

 
 
Экономика остаётся главным приоритетом нашего развития, а достижение максимально высоких темпов экономического роста – основной задачей.  
 
Мы будем добиваться этого через повышение конкурентоспособности нашей экономики, в соответствии с планом развития страны до 2010 года.  
 
Общеизвестно, что конкурентоспособность достигается не в тепличных условиях государственной поддержки, а в суровой борьбе с конкурентами.  
 
Оптимальная роль государства здесь мне видится в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной либерализации и открытости экономики, с другой – вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых отраслей.  
 
Поэтому основными направлениями развития экономики на 2005 год должны стать:  
 
- дальнейшая либерализация экономики и развитие конкуренции через продолжение системных реформ и дебюрократизацию;  
 
- усиление открытости казахстанской экономики;  
 
- реализация Стратегии индустриально-инновационного развития;  
 
- реализация программ развития села;  
 
- развитие инфраструктуры.  
 
1.1. Либерализация и дебюрократизация  
 
Правительство должно активизировать работу в направлении либерализации и реструктуризации сферы естественных монополий: телекоммуникаций, электроэнергетики и железных дорог.  
 
Эти сферы должны стать прозрачными и открытыми для конкуренции, а население должно почувствовать улучшение качества предоставляемых услуг и снижение цен. Планы на этот счёт имеются, и необходимо их решительно выполнять.  
 
Нельзя мириться с ограничением конкуренции даже на отдельных участках. Антимонопольное агентство должно провести исследование всех секторов экономики и до конца года внести соответствующие предложения.  
 
Высокие темпы роста и конкурентоспособность во многом зависят от дебюрократизации экономики.  
 
Задания Правительству на этот счёт даны в октябре прошлого года на Форуме предпринимателей, и осенью будет проверено их исполнение.  
 
Должен заметить, что условия для работы бизнесменов в Казахстане действительно улучшаются и уже являются если не лучшими, то далеко не худшими.  
 
И мы вправе ожидать от бизнеса не одни просьбы по облегчению условий их деятельности, но и энергичной работы по повышению собственной конкурентоспособности.  
 
1.2. Интеграция в мировую экономику  
 
Конкурентоспособность нашей национальной экономики может быть достигнута только в условиях её интеграции в мировую экономику.  
 
Поэтому важнейшей задачей является активизация вступления Казахстана во Всемирную торговую Организацию. Здесь нам надо задействовать также весь политический и дипломатический потенциал.  
 
Думаю, что процесс становления казахстанского бизнеса заканчивается. Он вполне «созрел» для борьбы не только на внутренних, но и на внешних рынках.  
 
Мы должны подготовить и наших крестьян к конкурентной борьбе не только на казахстанском, но и на мировых рынках.  
 
Необходимо приветствовать и поощрять движение казахстанского капитала за рубеж, освоение им внешних рынков. Это – элемент глобальной конкуренции, а также возможность получения важных знаний о мировой экономике.  
 
Все государственные структуры за рубежом должны оказывать отечественному бизнесу помощь и поддержку.  
 
Банку развития Казахстана пора приступить к работе на внешних, пока близлежащих рынках. Для решения новых задач необходима дальнейшая капитализация Банка со стороны Правительства на сумму в 10 миллиардов тенге и акционеров, представляющих регионы, - на 5 миллиардов.  
 
Мы должны энергично продвигаться и в направлении либерализации валютного регулирования, внедрения в 2007 году стандартов Евросоюза в финансовом секторе.  
 
Конкурентоспособность нашей экономики во многом будет определяться быстротой перехода наших предприятий на международные стандарты.  
 
Казахстан должен в кратчайшие сроки перенять почти полувековой опыт стран Запада по управлению качеством продукции.  
 
По моему поручению Правительством уже разработаны программные документы по развитию национальных систем стандартизации и сертификации до 2006 года, составлен план работ по ускоренному переходу казахстанских предприятий на международные стандарты ИСО.  
 
Теперь работа каждого министра и акима будет жёстко оцениваться по состоянию дел с внедрением международных стандартов в сфере его деятельности.  
 
Необходимо в сжатые сроки завершить переход на модель технического регулирования, принятую в международной практике. Уже в этом году должен быть принят законопроект «О техническом регулировании», внесены изменения и дополнения в 50 действующих законов.  
 
1.3. Индустриально-инновационное развитие  
 
В целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития важно определить приоритеты развития.  
 
Правительство должно привлечь экспертов мирового уровня, провести необходимый анализ конкурентных преимуществ страны и до конца года сформулировать конкретные предложения.  
 
Нам надо внедрять передовой международный опыт, имеющий максимальный практический эффект.  
 
Одним из примеров может стать использование кластерного подхода к развитию индустрии.  
 
До конца этого года нам необходимо определить все перспективные казахстанские, субрегиональные и региональные кластеры (совокупность конкурентоспособных отраслей). А институты развития должны стать эффективными инструментами в реализации поставленных целей.  
 
Для развития инфраструктуры инновационной деятельности необходимо запустить Парк информационных технологий в поселке Алатау, создать технопарки в Уральске и Степногорске.  
 
Необходимо шире использовать отечественный потенциал для развития высокотехнологичных производств в аэрокосмической сфере.  
 
Крайне важно перенести акцент с временных выгод от сдачи в аренду комплекса «Байконур» на реализацию совместных с Россией космических программ и проектов, что предусмотрено соглашением по продлению аренды космодрома.  
 
Это будет способствовать развитию нашей космической науки и новых технологий.  
 
Создание космического ракетного комплекса «Ангара» должно стать первым таким проектом. Мы уже начали работу по запуску в 2006 году своего первого космического спутника.  
 
Перспективное направление – совместные проекты с ведущими иностранными банками и компаниями.  
 
Так, Банк развития совместно с Европейским банком реконструкции и развития приступил к финансированию строительства магистральной линии электропередач «Север-Юг». Стоимость проекта - 280 миллионов долларов.  
 
В этом году национальной компанией «Казахстан Инжиниринг» создаётся совместное предприятие с «Сингапур Технолоджиз» в целях модернизации наших крупных машиностроительных заводов.  
 
Мы должны стремиться к развитию сельскохозяйственного и транспортного машиностроения.  
 
В частности, следует расширять выпуск дизельных двигателей на Костанайском дизельном заводе, проработать вопрос перехода от сборки автомобилей «Нива» на заводе «Азия-Авто» к сборке автомобилей «Шкода».  
 
Следует также увеличить сборку грузовых автомобилей на заводе концерна «Казахстан-КамАЗ».  
 
Росту экспортного потенциала страны должно способствовать дальнейшее развитие базовых отраслей индустрии, прежде всего металлургии и металлообработки.  
 
«Испат-Кармет» планирует реализовать проект по непрерывной разливке стали, а также производству труб для нефтегазового сектора, «Алюминий Казахстана» готовит к реализации крупный проект строительства электролизного завода по производству металлического алюминия стоимостью около восьмисот миллионов долларов.  
 
Приоритетное развитие должна получить химическая и нефтехимическая промышленность.  
 
Ведётся подготовка к строительству газоперерабатывающего завода на Карачаганакском газоконденсатном месторождении стоимостью более миллиарда долларов.  
 
Необходимо ускорить реализацию проекта реконструкции Атырауского НПЗ.  
 
Намечается строительство завода по выпуску кальцинированной соды в Жамбылской области, хлорщелочного производства в Павлодарской области.  
 
При участии институтов развития в Астане должно завершиться строительство заводов по выпуску изделий домостроения из ячеистого бетона, по производству стеклопластиковых труб. В городе Актобе - по производству труб и фитингов из укреплённого стекловолокном полиэфира. В посёлке Абая Алматинской области - по производству бумаги, гофрокартона и бумажно-картонных изделий для пищевой промышленности ЗАО «Казакстан кагазы». В Шымкенте - по производству пряжи из хлопковолокна ТОО «Ютекс».  
 
Эти достижения являются лишь частью итогов первого года осуществления индустриальной программы.  
 
Помимо этого, нам необходимо принять меры по дальнейшему улучшению инвестиционного климата. Во-первых, надо поддержать зарождающийся инновационный бизнес.  
 
В частности, стимулировать компании, активно занимающиеся научными исследованиями, разработкой и внедрением новых технологий.  
 
Во-вторых, пора изменить подходы к предоставлению налоговых преференций для привлечения инвестиций. Они должны обеспечивать стимулирование долгосрочных инвестиций и быть согласованы со сроками окупаемости проектов.  
 
В-третьих, в целях существенного улучшения условий для модернизации и технического перевооружения производства недавно значительно облегчены возможности лизинга, а с 2005 года будет пересмотрена фискальная политика в части амортизационных отчислений.  
 
1.4. Аграрная политика  
 
Как уже отмечалось, нам предстоит решить задачу формирования конкурентоспособной системы агробизнеса в стране.  
 
Для этого нужно обеспечить чёткое исполнение законодательных актов, в первую очередь Земельного, Водного и Лесного кодексов.  
 
Эффективность государственной политики по регулированию рынка зерна необходимо повысить.  
 
Особое внимание должно быть уделено модернизации перерабатывающих сельскохозяйственных производств и повышению качества продукции.  
 
Нельзя забывать и о развитии современной аграрной науки.  
 
В целях преодоления бедности на селе необходимо продолжать разворачивать схемы микрокредитования, тем более, что они успешно прошли апробацию.  
 
С этого года начала реализовываться ещё одна аграрная государственная программа, направленная на развитие сельских территорий. Хочу напомнить вам, что государственные инвестиции в неперспективные территории прекращены.  
 
В целях эффективной реализации указанной программы необходимо образовать комитет по делам сельских территорий при Минсельхозе.  
 
В целом, к концу 2005 года с учётом принятых аграрных программ должны быть созданы необходимые условия для нормального жизнеобеспечения села, производства конкурентоспособной продукции, импортозамещения и расширения экспортных возможностей.  
 
Считаю, что с принятием Закона «Об обязательном страховании в растениеводстве» полностью сформирована основная законодательная база аграрного сектора.  
 
1.5. Инфраструктура  
 
В истекшем году сданы в эксплуатацию автомобильные дороги Алматы-Астана и Астана-Боровое.  
 
Железнодорожный суперэкспресс доставляет пассажиров от Астаны до Алматы за 12 часов.  
 
Завершены строительство моста через Сырдарью в районе Кызылорды, пассажирского терминала в аэропорту Алматы, стыковка важнейшей железной дороги «Алтынсарино-Хромтау» протяжённостью 402 километра.  
 
В текущем году должны быть введены в действие новые объекты международного аэропорта Астаны, начато строительство взлётно-посадочной полосы в Актобе.  
 
Помимо этого, нам необходимо обеспечить электрификацию железнодорожного участка «Экибастуз-Павлодар», увеличить пропускную способность станции «Дружба» по перевозке грузов до 10 миллионов тонн. Будет продолжено расширение морского порта Актау, получит развитие инфраструктура портов Баутино и Курык на Каспийском море.  
 
В автодорожном строительстве основным приоритетом остаются транзитные дороги международного значения, прежде всего, направления «Челябинск - Костанай - Астана - Алматы – Хоргос» и «Самара – Шымкент – Алматы – Хоргос».  
 
В целом на модернизацию и строительство автодорог в текущем году предусмотрено 40 миллиардов тенге, а в 2005-ом – 55 миллиардов тенге, или с ростом на 37,5%.  
 
Будут активнее вестись работы и по реализации альтернативных маршрутов транспортировки нефти.  
 
Необходимо завершить строительство газопровода «Акшабулак – Кызылорда» и обеспечить газификацию Кызылорды.  

 

2. Развитие человеческих ресурсов  

 

Уважаемые казахстанцы!

 
 
В предыдущие годы мне приходилось больше говорить о макрополитике. Поскольку невозможно добиться конкретных социальных достижений, не решив вопросы реформирования и становления экономической политики.  
 
Сегодня мне особенно приятно говорить о вещах, которые интересуют всех казахстанцев. Ведь вопросы жилья, образования и здравоохранения затрагивают и волнуют каждого из нас.  
 
* * *  
 
Физические и интеллектуальные способности казахстанцев в условиях глобализации и ужесточения мировой конкуренции являются ключевыми факторами успеха наших планов, конкурентоспособности экономики страны и её выживания в современных условиях.  
 
Способны ли казахстанцы продемонстрировать миру сильный дух, здоровье и знания, свойственные народам, которые добиваются успехов в изнурительном и тяжелом процессе мировой конкуренции?  
 
Мы должны признать, что нам предстоит большая работа по развитию своего человеческого потенциала.  
 
Сейчас, когда в стране появились накопления за счёт роста экономики, у некоторых реанимируются иждивенческие настроения решить многие проблемы только за счёт государственных средств.  
 
Но такой подход отбросит нас назад. Это доказано мировой историей. Об этом говорят здравый смысл и собственный опыт.  
 
Бесплатность и дармовщина приводят к искажению ценностей, извращают мотивацию к труду, расслабляют человека, снижают его жизнеспособность.  
 
У нас неоднократно говорили, что некоторые нефтедобывающие страны только что родившемуся ребёнку уже открывают банковский счёт. Но во время своего недавнего визита в Саудовскую Аравию я убедился, что это не так. Иждивенческих настроений там нет. И на Западе также с детства прививается уважение к труду, стремление самому зарабатывать на жизнь, независимо от благосостояния родителей и страны.  
 
Поэтому все блага для себя и своей семьи человек должен обеспечивать сам, неуклонно повышая уровень своего развития и профессионализма.  
 
И чем меньше будет участие государства в решении его насущных проблем, тем это будет полезнее для человека.  
 
Если вы помните, то ещё в 1997 году в долгосрочной Стратегии развития страны до 2030 года ставилась задача учить людей жить и работать так, как будто у нас нет доходов от нефти. Поэтому был создан Национальный фонд, который выполняет функции сбережения для будущих поколений и резерва в случае кризисных ситуаций.  
 
Государство должно заботиться только о тех, кто в силу возраста или состояния здоровья не может работать и самостоятельно получать доходы. Это основной принцип наших реформ. Государство создаёт новые рабочие места, условия для самореализации работающего человека, заботится о росте доходов населения.  
 
На плечи государства возлагается решение и финансирование задачи обеспечения минимально гарантированных стандартов в ключевых отраслях человеческого развития, решение проблем чистой питьевой воды и строительства инфраструктуры.  
 
Повышение конкурентоспособности казахстанцев в среднесрочной перспективе требует новой политики в жилищном строительстве, системных изменений в здравоохранении и образовании, в социальном обеспечении.  
 
2.1. Новая политика жилищного строительства  
 
В последнее время активно обсуждаются возможные пути решения проблемы жилищного строительства.  
 
По-прежнему остаётся живучей идея строительства государственного безвозмездного жилья.  
 
Должен со всей ответственностью заявить, что бесплатного жилья за исключением отдельных групп населения не будет.  
 
Жильё является частной собственностью, а значит - сферой ответственности самого человека. Сегодня доля частного жилья в общем жилищном фонде страны составляет почти 97%. И она не будет снижаться.  
 
Вместе с тем жилищная проблема является сегодня одной из ключевых.  
 
В прошлом году в Казахстане построено свыше двух миллионов квадратных метров жилья. Это на 30% больше, чем было введено в 2002 году. Но даже и эти темпы не могут нас удовлетворить. Расчёты показывают, что необходимо выйти на ежегодное строительство как минимум четырёх миллионов квадратных метров.  
 
Я давно вынашивал идею превратить эту отрасль в один из локомотивов экономического развития. Вы понимаете, что масштабное строительство жилья потянет за собой развитие промышленности строительных материалов, мебельной промышленности, металлообработки.  
 
В этой связи я хочу с большим удовлетворением заявить казахстанцам о начале реализации новой политики в жилищном строительстве с 2005 года.  
 
Суть данной политики заключается в обеспечении доступности жилья для более широких слоев населения через удешевление его стоимости, увеличение сроков жилищного кредитования, снижение первоначальных взносов и ставки кредитования.  
 
Всё это должно осуществляться на фоне проводимой государством политики неуклонного роста доходов населения.  
 
Как вам известно, помимо обычных способов покупки или строительства жилья за свой счёт, сегодня действует две схемы приобретения жилья в рассрочку: через ипотеку и через систему жилищных строительных сбережений. Но обе схемы пока малодоступны из-за своей дороговизны.  
 
Новая жилищная политика будет направлена на их удешевление, а также на снижение стоимости строительства.  
 
Так, для ипотечных кредитов срок возврата будет увеличен от сегодняшних 10 до 20 лет.  
 
Первоначальный взнос будет снижен с 20 до 10% от стоимости жилья, при этом ставка кредита снижена с 13 до 10%.  
 
Что касается системы жилищных строительных сбережений, то первоначальный взнос будет снижен с 50 до 25%. Срок же возврата кредита по оставшейся сумме увеличится с 15 до 25 лет.  
 
При этом стоимость одного квадратного метра жилья улучшенной планировки с минимальными отделочными работами в крупных городах будет снижена в среднем от сегодняшних 700 долларов за один квадратный метр до 350.  
 
Нам вообще надо строить так, чтобы стоимость за квадратный метр не превышала суммы в 350 долларов. Если строители будут завышать расценки, то не получат больше кредитов и заказов. А в регионах стоимость и вовсе должна быть ниже даже этих показателей.  
 
Как показывают расчёты, в случае реализации новой политики строительства жилья около 200 тысяч семей (а это почти миллион человек) смогут воспользоваться ипотекой и системой жилищно-строительных сбережений.  
 
Для этого необходимо ввести в строй до конца 2007-го года 12 миллионов квадратных метров жилья, то есть увеличить ежегодный ввод жилья в среднем вдвое к сегодняшнему уровню.  
 
Расчёты показывают, что для реализации новой политики жилищного строительства в течение 2005-2007 года необходимо инвестировать в жилищное строительство из всех источников порядка 300 миллиардов тенге, в том числе около 150 миллиардов тенге – государственных средств, большая часть которых будет предоставляться на возвратной основе, а также в целях капитализации Казахстанской ипотечной компании и Жилстройсбербанка.  
 
В целях удешевления строительства финансирование жилищной инфраструктуры должна взять на себя местная власть.  
 
Необходимо сделать обязательной продажу земли под застройку через тендер.  
 
Поставленная задача – на пределе возможностей Правительства и акимов, но она должна быть реализована в ближайшие три года. К 2008 году мы должны иметь устойчивый плацдарм для вовлечения в строительство жилья всего среднего класса.  
 
Правительство должно в месячный срок внести на утверждение Государственную программу развития жилищного строительства, а также в этом году совместно с акимами развернуть все необходимые подготовительные работы.  
 
В целях установления надлежащего контроля за ходом работ мною будет образована соответствующая Государственная комиссия во главе с Премьер-министром страны. На неё же и акиматы возлагается обязанность по проведению в республике широкой разъяснительной работы.  
 
В результате реализации Программы развития жилищного строительства предполагаемый дополнительный прирост ВВП по стране составит около двух процентов.  
 
Будет создано 45 тысяч новых рабочих мест, а также получено дополнительных налогов в течение трёх лет около 80 миллиардов тенге.  
 
Мы берёмся за огромную и ответственную работу, от которой ожидаем большого мультипликативного эффекта, как части осуществления индустриальной программы страны.  
 
Надо широко привлечь наше студенчество к строительству во время каникул, вспомнив полузабытые стройотряды.  
 
Перед отечественными и иностранными строителями и работниками стройиндустрии открывается огромный фронт работ, к которым уже сегодня они должны начать подготовку. Заказы получат только те, кто предложит лучшие условия.  
 
Самое главное – сделать рынок жилья более доступным для людей, сократить диспропорцию между стоимостью жилья и доходами населения. В дальнейшем уже сам рынок будет регулироваться в этих параметрах.  
 
Помимо строительства жилья требуются новые подходы к его эксплуатации. Но и здесь участие государства должно быть сведено к минимуму.  
 
Мы должны думать над совершенствованием института кооперативов собственников квартир, созданием накопительных финансовых схем капитального ремонта, усилением государственного контроля и надзора за строительством и эксплуатацией.  
 
Необходима оптимизация жилищных отношений и, следовательно, жилищного законодательства.  
 
Правительство должно быстрее принять соответствующую Программу.  
 
Будем реалистами. Пока ещё не все казахстанцы могут претендовать на новое жильё.  
 
Но, поверьте, скоро настанет время, когда каждый работающий сможет рассчитывать на приобретение квартиры или дома.  
 
2.2. Здравоохранение  
 
В соответствии с поставленными задачами требуются серьёзные и системные изменения в здравоохранении.  
 
Прежде всего, необходимо чётко понимать концепцию реформ в данной отрасли.  
 
За эти годы мы отошли от советской, корпоративно-государственной системы управления и финансирования, но так и не добрались до частно-страховой, свойственной западному здравоохранению.  
 
И, может быть, к лучшему, поскольку в разных странах всё больше и больше обнаруживаются недостатки действующей системы.  
 
Зачем нам тогда идти в этом направлении? Наш собственный опыт показывает, что чрезмерная коммерциализация здравоохранения искажает мотивацию врача: ему становится выгоднее, чтобы человек чаще болел и больше платил, чем был здоровым.  
 
Поэтому в нашей стране должна быть солидарная, совместная ответственность государства и человека за его здоровье.  
 
Государство должно обеспечивать гарантированное, безвозмездное для человека медицинское обслуживание по минимальным стандартам.  
 
Всё, что сверх этого,  должно обеспечиваться за счёт заработка или добровольного медицинского страхования человека.  
 
Государственная медицина должна быть пространственно разделена с частной: закон должен запретить открытие каких-либо частных кабинетов в государственных медицинских учреждениях.  
 
В отрасли необходимо произвести серьёзные изменения в части совершенствования  
 
- системы управления;  
 
- системы финансирования здравоохранения, эффективности использования финансовых ресурсов и обязательной децентрализации закупок;  
 
- системы организации предоставления медицинской помощи;  
 
- нормативной базы системы здравоохранения;  
 
- статистики, информатизации отрасли, оптимизации отчётности.  
 
В качестве первоочередных задач, к решению которых необходимо приступить со следующего года, я бы определил следующие.  
 
Первое. Реальный перенос центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь, перенос акцентов со стационарного на амбулаторное лечение, уход от ориентации на койко-места.  
 
Необходимо в течение 2005-2007-го годов значительно увеличить долю средств, направляемых на первичную медико-санитарную помощь.  
 
Второе. Необходимо начать системный переход на международные стандарты здравоохранения, новые технологии и современные методики лечения и медицинского обслуживания.  
 
Третье. Укрепление здоровья матери и ребёнка. Поручаю Правительству обеспечить строительство в Астане Республиканского центра материнства и детства, который должен соответствовать международным стандартам и стать новым эталоном качества в системе здравоохранения. Всем регионам нужно следовать этим стандартам, уделяя самое серьёзное внимание материнству и детству.  
 
Четвёртое. Необходимо создать систему независимой медицинской экспертизы, которая основывается на принципе проведения контрольных проверок уполномоченным органом с привлечением независимых экспертов.  
 
Пятое. С 2005 года необходимо начать подготовку менеджеров системы здравоохранения, управления ресурсами и финансирования отрасли.  
 
Необходимы серьёзные изменения и в системе подготовки и переподготовки врачей и медицинского персонала.  
 
Шестое. Необходимо сосредоточиться на профилактике, диагностике и лечении туберкулёза, диабета, астмы, сердечно-сосудистых и других социально-значимых заболеваний.  
 
Седьмое. Правительство и акимы должны обеспечить строительство новых больниц и медицинских учреждений, а также осуществлять капитальный ремонт действующих.  
 
В 2005-2007 годах должно быть построено 90 объектов здравоохранения и отремонтировано 450. При этом должны быть полностью обеспечены все потребности в лечении туберкулеза и родовспоможении.  
 
В целях комплексного решения указанных и других проблем поручаю Правительству в месячный срок завершить разработку Государственной программы реформирования и развития здравоохранения.  
 
2.3. Образование  
 
Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем её образованности.  
 
Безусловно, что полная интеграция в мировое образовательное пространство требует поднятия системы образования на международный уровень. Для этого необходимо перейти на двенадцатилетнее образование, предусматривающее профильное обучение учащихся на старшей ступени.  
 
Дошкольная подготовка будет соответствовать первому классу. После десяти лет учёбы наши дети должны определиться: либо готовиться к поступлению в вузы, либо к самостоятельной трудовой деятельности, получив соответствующее профессионально-техническое образование. Последний год обучения в школе будет соответствовать первому курсу вуза при нынешней системе. Поэтому само высшее образование станет в основном четырёхлетним.  
 
Таким образом мы перейдём на новую двенадцатилетнюю систему и, в то же время, сократим расходы на эту реформу.  
 
Конечно, это потребует подготовки, которая займёт несколько лет.  
 
Поэтому за это время необходимо подтянуть отстающие участки и серьёзно укрепить материально-техническую базу системы образования.  
 
Необходимо, во-первых, приступить к восстановлению системы детских садов и формированию полнокровного дошкольного образования. Пока же там, где это возможно, необходимо развивать дошкольное образование при школах.  
 
Во-вторых, одним из результатов реформирования отрасли должно стать появление педагога новой формации.  
 
Поручаю Правительству увеличить государственный образовательный заказ на подготовку педагогических кадров с 2005-2006 учебного года на пять тысяч единиц.  
 
Особое внимание следует обратить на вакансии для педагогов с полилингвистическим образованием.  
 
Необходимо поднять на более качественный уровень квалификацию учителей, укрепить материально-техническую базу Республиканского и региональных институтов переподготовки работников системы образования.  
 
Очень важно, чтобы учителя и дети работали в уютных школах и не испытывали ограничений в учебном оборудовании, кабинетах, спортивных площадках. Школа в Казахстане со временем должна подняться на уровень лучших мировых стандартов.  
 
В перспективе профессия учителя должна стать одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Разумеется, что и сам учитель должен соответствовать требованию времени.  
 
В прошедшем году было построено 68 школ, в текущем году будет построено более 70 новых школ, более чем в 500 будет проведён ремонт. Этого не делалось даже в лучшие годы нашей недавней советской истории.  
 
Вместе с тем, по самым минимальным оценкам нам необходимо отремонтировать и построить ещё более 1900 школ. Это надо сделать в предстоящие три года.  
 
В течение последних 15-20 лет практически не обновлялись предметные кабинеты. Надо решить эти проблемы в течение 2005-2008 годов. Это – третья по важности задача.  
 
Поручаю акимам областей, городов Астаны и Алматы принять региональные программы, направленные на укрепление материально-технической базы школ.  
 
Акимам (я хочу подчеркнуть важность этой задачи) необходимо обеспечить подключение к интернету не менее семидесяти пяти процентов школ уже в 2005 году. Правительство, акимы должны ускоренно решать задачу телефонизации школ.  
 
В-четвёртых, серьёзного внимания требуют дети с ограниченными возможностями в развитии. Поручаю Правительству совместно с акимами проработать вопрос развития сети школ-интернатов для этой категории детей.  
 
В-пятых, для повышения качества знаний учащихся следует внедрить независимую внешнюю оценку их учебных достижений.  
 
Правительство должно уже в текущем году завершить внедрение в республике независимого внешнего контроля в форме единого национального тестирования выпускников школ, а также промежуточной аттестации студентов вузов. Для институциональной поддержки этого важного дела поручаю создать Национальный центр оценки качества образования.  
 
В-шестых, немало нареканий вызывает качество учебников. Правительство должно провести их инвентаризацию и качественную экспертизу, а затем принять меры по исправлению ситуации.  
 
В-седьмых, мы должны по-новому осознать роль технического и профессионального образования.  
 
Правительству, акимам всех уровней необходимо принять действенные меры, направленные на развитие сети учебных заведений профессионального технического образования молодёжи, преимущественно с привлечением час

тного сектора, которому и нужны эти выпускники.  
 
В-восьмых, по-прежнему избыточной остаётся сеть отечественных вузов, а также филиалов иностранных вузов. Образование, которое они дают, оставляет желать лучшего.  
 
Их надо сократить, в том числе посредством ужесточения требований к материально-технической базе и научно-педагогическому персоналу.  
 
В-девятых, в ближайшее время мы определим небольшую группу элитных вузов страны, ректоры которых будут назначаться Президентом, а государство примет активное участие в их развитии.  
 
Эти вузы должны стать эталоном подготовки специалистов, в том числе и для госслужбы.  
 
И последнее. Стране нужна новая Государственная программа образования, устремлённая в будущее.  
 
Правительство должно приступить к её разработке, привлекая лучших отечественных и зарубежных экспертов.  
 
2.4. Социальное обеспечение

 

Социальные вопросы были и будут оставаться для государства в числе приоритетных. С 2005 года должен быть введён в действие Закон «Об обязательном социальном страховании».  
 
В следующем году необходимо проиндексировать размер пенсий с опережением уровня инфляции, установив размер минимальной пенсии в 6200 тенге. Средний размер пенсий после повышения составит 9252 тенге.  
 
На пенсионное обеспечение в 2005 году дополнительно будет выделено более 10,5 миллиардов тенге.  
 
Как я уже говорил, святой обязанностью государства является забота о тех, кто ограничен в возможностях работать или иметь одинаковые условия получения доходов.  
 
Помощь этим гражданам – отражение степени гуманизации и зрелости нашего общества, наш с вами долг. Пришло время и возможности его исполнить.  
 
Начиная со следующего года необходимо серьёзно повысить государственные социальные пособия по инвалидности и потере кормильца, направив на эти цели 15,8 миллиардов тенге. Это коснётся в целом более 680 тысяч человек.  
 
Будут повышены пособия:  
 
47 тысячам инвалидов первой группы – на 3 месячных расчётных показателя (на 2757 тенге) (МРП – 919 тенге);  
 
Более чем 193 тысячам инвалидов второй группы – на 2,5 МРП (на 2297 тенге);  
 
Почти 125 тысяч инвалидов третьей группы получат повышение пособия на 2 МРП (на 1838 тенге);  
 
Более 50 тысячам инвалидов в возрасте до 16 лет – на 3 МРП (на 2757 тенге);  
 
262 тысячи семей, потерявших кормильца, получат повышение пособия до одного месячного расчётного показателя.  
 
В результате в 2005 году для более чем 415 тысяч инвалидов средний размер госсоцпособия повысится до 6700 тенге, или на 50%.  
 
Средний размер госсоцпособия по потере кормильца возрастёт на 20% до 6500 тенге.  
 
Но эти повышения не коснутся инвалидов всех групп, уже получающих максимальные размеры пособий. Для них будет осуществлена индексация с учётом роста цен.  
 
Есть ещё один вопрос нашего с вами долга перед отцами и дедами, вопрос нашей исторической памяти.  
 
В будущем году мы будем отмечать шестидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне и чествовать наших дорогих ветеранов.  
 
В связи с этой знаменательной датой поручаю Правительству в 2005 году повысить до 15 месячных расчётных показателей размеры специальных государственных пособий инвалидам и участникам войны и оказать ветеранам разовую материальную поддержку в размере 30 тысяч тенге.  
 
На эти мероприятия необходимо выделить 6,5 миллиардов тенге.  
 
В целом на социальное обеспечение за счёт республиканского бюджета в 2004 году выделено 217,2 миллиардов тенге с охватом более 2,5 миллионов человек, а в 2005 году увеличение расходов на эти цели составит порядка 33 миллиардов тенге.  
 
Наряду с другими мерами по социальной поддержке малообеспеченных граждан к концу 2005 года по сравнению с началом 2003 года численность граждан, проживающих ниже черты бедности, должна уменьшиться более чем в два раза.  
 
Мы также должны стимулировать дальнейший приток населения в страну, поэтому квоту иммиграции оралманов в 2005 году надо увеличить до 15 тысяч семей. Для их переселения и приобретения жилья следует выделить 9,8 миллиардов тенге.  
 
Мы будем совершенствовать законодательство по регулированию трудовых отношений, предусмотрим в Трудовом кодексе стимулирование легальной занятости, сформируем современную модель занятости.  
 
Решение приоритетных задач человеческого развития является чрезвычайно важным.  
 
Поэтому все бюджеты развития областей должны использоваться только на цели развития системы образования, здравоохранения, водоснабжения и инфраструктуру жилищного строительства.  
 
В 2005 году необходимо предусмотреть в республиканском бюджете на строительство в сельской местности объектов образования, здравоохранения и водоснабжения 15 миллиардов тенге, а для особо важных объектов в областных центрах и городах – 5 миллиардов.  
 
* * *  
Развитие социальной сферы и человеческих ресурсов является для Казахстана ключевым долгосрочным приоритетом.  
 
Объявленные мною задачи являются первоочередными, но далеко не исчерпывающими.  
 
По моему поручению ведется работа по усилению социальной направленности реформ и формированию новой социальной политики.  
 
Она будет объявлена через год.  
 

3. Конкурентоспособность государства

 
 
Конкурентоспособность государства проявляется в повышении роли и авторитета страны на международной арене, в способности государства решать насущные проблемы своих граждан, повышении качества предоставляемых государством услуг.  
 
3.1. Государственное строительство  
 
Решение этих задач, в свою очередь, во многом зависит от количества и качества государственных служащих, эффективности системы государственного управления.  
 
Должен сказать, что в последнее время активизировались попытки всех видов власти, как в центре, так и на местах увеличить численность государственных органов.  
 
Это недопустимо.  
 
Конечно, жизнь не стоит на месте и где-то нужны изменения. Но Правительство должно исходить из жёсткой политической установки недопущения роста общей численности государственного аппарата.  
 
Исключения возможны только там, где этого требует провозглашаемая Президентом государственная политика.  
 
Мы многого достигли в формировании компактного профессионального Правительства. Следует и дальше совершенствовать структуру исполнительной власти, упраздняя лишние функции и звенья, децентрализуя процесс управления.  
 
В то же самое время необходимо усилить роль и ответственность министерств и ведомств за исполнение возложенных на них функций.  
 
Кроме того, пора на деле приступить к формированию «электронного Правительства». Это небольшое по численности Правительство, прозрачное в своей деятельности. Оно позволит сократить контакты между населением и чиновниками, повысит качество и уменьшит сроки оказания услуг. Это приведёт к новой административной реформе и сокращению госаппарата.  
 
Для осуществления такой работы нужна большая программа ликвидации компьютерной безграмотности и обеспечения доступа населения к интернету.  
 
Поручаю Правительству, призываю наших граждан, особенно молодёжь, к масштабной работе по компьютерному самообразованию, как была в своё время борьба с неграмотностью в тридцатых годах минувшего века.  
 
Требуются серьёзные изменения в государственной службе, системе подготовки и переподготовки государственных служащих, в целях значительного повышения уровня государственного управления и качества предоставляемых государством услуг.  
 
Должна быть коренным образом перестроена деятельность Академии государственной службы, укреплена её материальная база и обеспечено финансирование.  
 
При приёме на должность политического служащего необходимо учитывать учёбу в Академии.  
 
При Академии необходимо развернуть сеть исследовательских центров и привлечь для работы в ней лучшие профессорско-преподавательские кадры.  
 
Необходимо значительно увеличить количество выпускников Академии.  
 
С этого года мы повысили заработную плату государственных служащих на 50%, будем и в дальнейшем вести работу по повышению социальной защиты государственного служащего.  
 
Но с ростом заработной платы будут повышаться и требования к самим госслужащим: их профессионализму, патриотичности, дисциплине, моральному и нравственному облику.  
 
Жёстко должны преследоваться коррупционные преступления - необходимое для этого законодательство имеется.  
 
При приёме на госслужбу новых работников должно стать обязательным требованием умение пользоваться компьютером, интернетом и желательно владение английским языком, а в будущем это требование станет тоже обязательным.  
 
Необходимо ужесточить квалификационные требования и сделать более принципиальной работу аттестационных комиссий.  
 
3.2. Внутренняя политика  
 
В истекшем и текущем году мы продолжим работу по дальнейшей демократизации нашего общества в рамках пяти направлений, обозначенных в моём прошлогоднем послании.  
 
Они остаются в силе, и в дополнение к ним необходимо обратить внимание на следующие моменты.  
 
Мы должны сосредоточиться на трёх принципиальных элементах: развитии институтов гражданского общества, децентрализации, создании устойчивой политико-партийной системы. Необходимо предпринять шаги по укреплению стабильности, демократии и защиты прав граждан.  
 
Во-первых, следует проработать вопросы внедрения новых избирательных механизмов, уточнения роли и места каждого субъекта политического процесса.  
 
Мы будем и далее развивать свою партийно-политическую систему, совершенствуя юридические нормы, регламентирующие деятельность партий и общественных объединений.  
 
Сейчас в обществе очень активно обсуждается новое законодательство о средствах массовой информации и о выборах. Слышатся критические замечания в их адрес.  
 
Хочу вам напомнить, когда мы принимали законодательные поправки, касающиеся численности партий не менее 50 тысяч, то это называли непреодолимым барьером.  
 
Но на данный момент уже зарегистрировано девять партий, которые легко преодолели эту планку, и уже теперь никто не ставит под сомнение демократичность той поправки. Так будет и с нынешними законами о СМИ и о выборах.  
 
Нормы нового выборного законодательства направлены на повышение профессионализма и прозрачности в деятельности избирательных комиссий всех уровней.  
 
Необходимо подумать и о том, чтобы законодательно определить полномочия партийных фракций в Парламенте, местных избирательных органах.  
 
Требуется проработка и принятие правовых решений по вопросам финансирования деятельности партий и НПО со стороны отечественных юридических и физических лиц. Поддержка неправительственного сектора должна обрести качественно новый масштаб.  
 
Актуальным является и вопрос о правовом регулировании деятельности избирательных блоков.  
 
Во-вторых, потенциал постоянно действующего совещания по дальнейшей демократизации общества в полную силу ещё не использован.  
 
Важно, чтобы Совещание стало не только “круглым столом”, где даются рекомендации исключительно для власти.  
 
Решения, принятые на ПДС, должны реализовываться и усилиями партий через своих представителей в Парламенте, НПО - через участие в конкретных социально значимых проектах.  
 
В-третьих, осенью этого года пройдут выборы в Мажилис Парламента, которые станут экзаменом на зрелость для политических партий.  
 
Наш общий долг – обеспечить проведение выборов в строгом соответствии с законом.  
 
3.3. Внешняя политика и безопасность  
 
Особенностью нашего времени стала активная борьба с терроризмом. Последние события в России и Испании потрясли всех и заставили задуматься о том, что, пожалуй, нет ни одного государства, защищённого от варварских действий террористов. Погибают мирные, ни в чём не повинные граждане.  
 
Вот почему для нас так важна консолидация региональных и международных усилий, в частности, в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком и другими современными вызовами и угрозами человечеству.  
 
Сегодня Казахстан имеет стабильные, предсказуемые отношения со всеми соседними государствами.  
 
Создана прочная система эффективного международного сотрудничества.  
 
Мы за развитие взаимовыгодных двусторонних отношений со странами Востока и Запада.  
 
Внешняя политика Казахстана должна быть ориентирована на содействие ускоренному экономическому развитию страны, повышению её значимости в мире.  
 
Казахстан заявил о себе как твёрдый сторонник интеграции и многостороннего сотрудничества.  
 
В этой связи следует продолжить работу в рамках Единого экономического пространства, ЕврАзЭС, Шанхайской организации сотрудничества и ЦАС.  
 
Россия – очень важная страна для Казахстана. Мы находимся в общих геополитических условиях, сталкиваемся с общими проблемами.  
 
У нас схожие взгляды на многие процессы в мире, их надо реализовывать. Достигнутый высокий уровень экономической интеграции и доверия должен быть продолжен.  
 
Казахстан высоко ценит достигнутый уровень взаимоотношений с США.  
 
Мы хорошо понимаем важность сотрудничества с Америкой для обеспечения развития благоприятных внешних условий. Инвестиции американских компаний в Казахстан являются важным фактором сотрудничества.  
 
Из 25 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций на долю США приходится около 7,5 миллиардов. Мы и далее рассчитываем на более широкое сотрудничество с учётом интересов обеих сторон.  
 
Важны стабильные и дружественные взаимоотношения с нашим соседом Китаем. Это наш надёжный партнёр, с которым ведётся постоянный диалог по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. Нам необходимо работать над ростом объёма взаимной торговли. Высокий уровень взаимопонимания, которого мы достигли, будет этому способствовать.  
 
Ещё один, не менее важный, приоритет – страны Центральной Азии. Надо активнее работать с нашими соседями по сближению экономик и, соответственно, самих стран и народов.  
 
Мы также исходим из понимания важности обеспечения стабильности на южных рубежах казахстанской границы.  
 
Европейский Союз является нашим крупнейшим торгово-экономическим партнёром, и здесь нужна активная работа в плане продвижения и обеспечения казахстанских интересов.  
 
Наши близкие отношения с Турцией, со странами исламского мира должны находиться под постоянным вниманием.  
 
Реализация наших планов, конечно, требует и уделения приоритетного внимания к вопросам обеспечения безопасности Казахстана.  
 
Необходимо сосредоточиться на практической реализации инициативы по консолидации усилий стран СНГ в борьбе с новыми вызовами и угрозами.  
 
Очень важно продолжить кропотливую работу по дальнейшей реализации целей Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.  
 
Следует максимально адаптировать деятельность в Организации Договора о коллективной безопасности к складывающимся реалиям.  
 
Необходимо продолжить реформирование Вооруженных Сил.  
 
Основными задачами, стоящими перед соответствующими государственными органами, является профессионализация армии и улучшение её материально-технической базы.  
 
Мы должны уделить внимание вопросам совершенствования системы комплектования, планирования карьеры военнослужащих, создания резерва. Важным направлением работы должна стать подготовка офицерского состава в военных вузах и на военных кафедрах университетов страны.  
 
Для улучшения материально-технической базы армии необходимо принятие мер по оптимизации количества вооружений и военной техники.  
 
* * *  
 
В целях реализации задач, установленных в настоящем послании, Правительство и акимы должны предусмотреть необходимое финансирование в бюджете 2005 года, а также внести соответствующие предложения по уточнению бюджета текущего года. Парламенту надо будет принять соответствующие законы.  
 
* * *  
 

Дорогие соотечественники!

 
 
Мы ставим перед собой сложные и на первый взгляд трудновыполнимые задачи, нацеленные на перспективу.  
 
Вместе с тем, напомню, что пятнадцать лет назад никто не верил, что Казахстан из периферийной союзной республики превратится в независимое государство, имеющее серьёзные финансовые и интеллектуальные ресурсы.  
 
Десять лет назад мало кто верил, что Казахстан будет добывать более 50 миллионов тонн нефти (то есть с ростом в более чем два раза), перенесёт столицу из Алматы в Астану и сможет запустить собственный космический спутник.  
 
Пять лет назад никто и слушать не хотел о необходимости создания Национального фонда и Банка развития.  
 
Наш собственный опыт показывает, что жизнь оказывается смелее планов.  
 
Как отмечал французский мыслитель Люк де Вовенарг, «кто не способен к великим свершениям, тот презирает и великие замыслы».  
 
Мы уже доказали, что Казахстан готов к великим свершениям, а казахстанцы способны их осуществить.  
 
Давайте вновь это продемонстрируем!  
 

Давайте продемонстрируем, что мы можем шагать в ногу со временем. Мы в свое время сильно отстали от мира и не хотим находиться в списке последних. Мы не хотим глотать пыль за уходящим поездом мировой цивилизации. А для этого нам необходимо всем вместе напрячь свои силы, собрать в один кулак все интеллектуальные способности нашего народа и использовать его потенциал. Я уверен, что в Казахстане родятся выдающиеся ученые, способные добиваться высоких достижений. Я уверен, что средний бизнес окрепнет, создаст новые рабочие места и будет работать на благо всей страны и всех казахстанцев. Наш Казахстан будет богатеть и развиваться, и мы будем идти неотступно вперед, как сами определили в долгосрочной стратегии развития страны!


Законы

22 ноября 2024 года

Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики»


Совместное заявление Президента Республики Казахстан и Президента Российской Федерации об углублении стратегического партнерства в условиях нового глобального порядка

28 ноября 2024 года

Совместное заявление Президента Республики Казахстан и Президента Российской Федерации об углублении стратегического партнерства в условиях нового глобального порядка

Указ

15 ноября 2024 года

Указами Главы государства: