О трагическом январе и реформах в Казахстане рассказал в интервью Informburo.kz госсекретарь РК Ерлан Карин.
– Сейчас одной из главных информационных тем в мире является ситуация вокруг Украины. Как Вы расцениваете перспективы реформ в Казахстане в свете обострения международной обстановки?
– Безусловно, эти события так или иначе влияют на ситуацию в регионе и мире. Но базово наша внутренняя повестка остаётся неизменной.
Глава государства объявил курс на проведение глубоких реформ во всех сферах жизни. Уже реализуется комплексный план по кардинальной трансформации экономики, направленный на повышение качества жизни граждан и устранение имеющихся дисбалансов. Как вчера было заявлено, 16 марта президент представит масштабную программу политических преобразований, реализация которой задаст качественно новую динамику развития страны. Поэтому мы чётко, шаг за шагом следуем своей повестке.
Вместе с тем в условиях растущей геополитической напряжённости задача по консолидации нашего общества становится ещё более актуальной. В своих действиях нам необходимо придерживаться тщательно выверенных позиций и подходов. Поэтому сегодня всем ответственным общественно-политическим силам важно сплотиться вокруг нового президентского курса. Только благодаря единству и открытому конструктивному диалогу мы сможем преодолеть возникающие вызовы и достичь поставленных целей.
– Не являются ли заявленные политические реформы президента неким ситуативным шагом государства?
– Скажу вам откровенно – ряд политических инициатив, которые планирует озвучить президент, он детально обдумывал ещё в прошлом году. Поэтому выдвижение концепции Нового Казахстана – это не ситуативное решение. Это логическое продолжение предыдущих реформ президента. Это часть общего и долгосрочного курса на всестороннюю модернизацию страны.
Все инициативы главы государства направлены именно на обновление Казахстана. За каждой из них стоят долгие часы работы, но самое главное – каждая из них всегда подкрепляется реальными действиями. И мы видим, что страна за последние два с половиной года сильно изменилась.
Однако, судя по всему, эти изменения понравились далеко не всем. Определённые силы попытались переиграть ситуацию. С их стороны была предпринята попытка дискредитировать реформы, повернуть всё вспять.
Лучший ответ в таком положении – наоборот, не сворачивать политические реформы, а двигаться дальше, продемонстрировать нашу твёрдую позицию. Думаю, все убедились в том, что консервации власти не произошло, демократические реформы не свёрнуты, а, наоборот, ускорились. В стране идёт мощный процесс обновления, и никому его не остановить. Этого не допустят ни власть, ни народ. Ещё раз подчеркну: вектор, заданный президентом, незыблем. Вы сами можете видеть его решимость в этом вопросе.
– Президент в своем недавнем интервью говорил о том, что наша страна в январе могла столкнуться с куда более худшим сценарием. Можете рассказать, каким именно?
– На днях Генпрокуратура представила первые результаты расследования, которые подтверждают скоординированные действия участников беспорядков и вооруженные атаки. Уже достаточно было сказано о волнообразном характере развития этих событий, ставших частью единого сценария.
Однако могла быть и следующая, ещё более разрушительная волна. Известно, что из-за рубежа ко всем спящим ячейкам внутри страны был осуществлён призыв к вооруженному джихаду. Целью радикалов было запустить в Казахстане сценарий наподобие сирийского, который заключается в захвате боевиками отдельных городов и территорий с последующим превращением их в свои опорные пункты для дальнейшей дестабилизации страны. И это не преувеличение. Эти факты подтверждаются материалами и зарубежных экспертов. В заключительной фазе всё это должно было создать условия для государственного переворота и захвата власти.
По сути, наша страна стояла у пропасти. На чаше весов была целостность нашего государства, наша независимость. Только решительные действия президента, верность своему долгу и профессионализм сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, сплочённость и солидарность общества сорвали эти планы.
– В сети можно всё ещё встретить мнения, что никаких радикалов на улицах наших городов не было. Как Вы прокомментируете данные высказывания?
– В те трагические дни осуществлялись организованные нападения радикалов на здания полиции, оружейные магазины и СИЗО. Разве это могли сделать случайные прохожие?!
Мало кто обратил внимание на количество похищенного оружия. В СМИ уже была информация по этому поводу, но напомню ещё раз.
Всего, по данным правоохранительных органов, было похищено более трёх тысяч единиц оружия, из которых 2,4 тысячи всё ещё не найдено, в том числе 200 автоматов, 500 пистолетов, 28 гранатомётов и 1 300 охотничьих ружей. Помимо этого, похищено более 60 тысяч единиц боеприпасов. Логично же, что мирным протестующим оружие не нужно. А ведь им можно вооружить как минимум две-три тысячи человек.
У кого сегодня эти сотни стволов и тысячи единиц боеприпасов? И самое главное – для чего, для каких целей это оружие было похищено и укрывается? Поэтому нельзя недооценивать серьёзность ситуации тех дней.
– Не секрет, что многие западные СМИ высказывались о событиях начала года в Казахстане довольно осторожно, иногда даже скептически. Не ухудшился ли международный имидж Казахстана? Как оценивают положение Казахстана в международном сообществе?
– Казахстан остаётся приверженным всем своим обязательствам и принципам. Наше сотрудничество с зарубежными партнёрами так же динамично развивается.
Президент регулярно проводит переговоры с главами других государств, представителями международных организаций и крупных компаний, иностранными инвесторами. Постоянные и разноформатные контакты с коллегами идут по линии МИД. Я также периодически встречаюсь с иностранными делегациями, выступаю на площадках различных зарубежных мозговых центров. И мы видим, что у наших зарубежных, в том числе западных, коллег есть объективное понимание ситуации в нашей стране, и они выражают поддержку действиям Казахстана.
– Вчера состоялся съезд правящей партии, теперь получившей новое название "Аманат". Какое значение имеет этот съезд и объявленный ребрендинг партии?
– Президент не просто закладывает контуры предстоящих изменений, а чётко определяет механизмы и главные движущие факторы реализации реформ. Ключевым условием их успеха является консолидация не только политической элиты, но и всех казахстанцев.
И неслучайно, что новый съезд правящей партии состоялся буквально через месяц после избрания её председателем президента Касым-Жомарта Токаева. Как мы помним, на предыдущем съезде он призвал однопартийцев активно включиться в процесс всесторонней модернизации страны, отметив, что для этого необходима кардинальная перестройка всей работы партии.
Во время и после январских событий мы видели высокий уровень консолидации граждан вокруг решений и действий президента. И съезд партии чётко зафиксировал этот процесс, придав ему новый серьёзный импульс. С этой точки зрения также примечательно, что съезд партии прошёл накануне предстоящего Послания президента, посвящённого политическим реформам. Эти два события станут точкой отсчёта масштабного обновления страны.