National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Государственный советник


Вступительное слово Государственного секретаря РК, председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Абдыкаликовой Г.Н. на межведомственном совещании по профилактике бытового насилия

Құрметті кеңеске қатысушылар!

Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев Бес институционалдық реформасында қоғамды жаңғыртудың, әр адамның, отбасының, бүкіл халықтың әл-ауқатын, әлеуметтік жағдайын одан әрі көтерудің нақты бағыттарын айқындап берді. Бұл игілікті іс нәтижелі жүзеге асырылып келеді. Сонымен бірге, қоғамымызда адам құқығына қатысты қордаланған өзекті мәселелер де бар. Оның ішінде тұрмыстық зорлық-зомбылық мәселесі күн тәртібіндегі күрделі тақырыптардың бірі болып табылады.

Еліміздің тарихына назар аударсақ, халқымызда ананы ардақтау, қарындасты құрметтеу, асыл жарды сыйлау дәстүрі кеңінен қалыптасқан. Егер ел ішінде зорлық-зомбылық сияқты оғаш әрекеттер орын алған жағдайда ауыл ақсақалдары мен далалық билер институты дер кезінде қатаң шешімдер шығарып отырғаны белгілі. Сондықтан, біз осы Ұлы Далада сақталған әділеттілік дәстүріне әрдайым сай болуымыз керек деп ойлаймын.

Бүгінгі ұйымдастырылып отырған ведомствоаралық мәжіліс орынды және тұрмыстық зорлық-зомбылықтың алдын алу жұмысына өзінің тиімді  ықпалын тигізеді деп сенемін.

Уважаемые участники совещания!

За 25 лет независимости в Казахстане проведены значительные преобразования в общественно-политической и социально-экономической сферах. Сегодня наша страна стремится стать одной из 30-ти наиболее развитых государств мира.

Президент страны в Плане нации «100 конкретных шагов» определил вектор развития Казахстана, направленный, в том числе на повышение подотчетности государства, обеспечение верховенства закона.

В Стратегии «Казахстан-2050» Главой государства поставлена задача «кардинально пересмотреть законодательство в сфере защиты материнства и детства, а также в области семьи и брака. Ужесточить наказание за преступления и нарушения законодательства в этих сферах, вплоть до самых мелких" К сожалению, проблема бытового насилия, как и во всем мире, присутствует и в нашем обществе.

В Казахстане профилактика бытового насилия ведется на системном уровне.

В Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы прописан целый раздел. В целях реализации Стратегии принят Закон «О профилактике бытового насилия».

Во всех регионах страны действуют свыше 130 подразделений в системе МВД по защите женщин от насилия. Работают 34 кризисных центра для женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе 23 с приютом. Введен институт общественного мониторинга нормативных правовых актов с участием НПО.

В целом, принимаемые меры позволили добиться ежегодного снижения уровня бытовой преступности в среднем на 10%.

Вместе с тем, по итогам 1 квартала текущего года наблюдается рост бытовой преступности на 54,4% (с 68 до 105). По мнению Генеральной прокуратуры это в частности обусловлено следующим.

Во-первых, происходит криминализация отдельных составов административных правонарушений путем их перевода в категорию уголовных проступков.

Ранее к правонарушителю можно было применить административный арест. Это была достаточно эффективная мера. А сейчас замена этой меры досудебным расследованием только в суде и санкции, сводящиеся к выплате штрафа в размере 200 МРП, то есть 424 тыс. 200 тенге, который опять же налагается на семью, заставляет женщину примириться со своим мучителем и забрать заявление обратно.

Эти меры создают предпосылки для снижения наработанного многолетнего потенциала профилактики бытовой преступности, чреваты тяжкими последствиями, вплоть до убийства. И проблема насилия снова загоняется назад, в семью.

Кроме того, невозможно применение альтернативного наказания в виде ареста, в связи с отсутствием в стране специальных арестных домов.

Во-вторых, существует проблема с задержанием таких правонарушителей. Если раньше полицейские имели право держать правонарушителя в отделе полиции до 48 часов согласно Административному кодексу, то сейчас – не более 3 часов. Впоследствии, жертвы бытового насилия, 90% которых являются женщинами, не желая дальнейшего разбирательства, не обращаются в суд, и направленные в органы внутренних дел материалы в судах остаются не рассмотренными.

Только в 2015 году ответственности избежали порядка 2 тыс. семейных дебоширов.

Справочно: за побои в 2014 году к административной ответственности было привлечено 1313 лиц, в 2015 к уголовной – 312, за причинение легкого вреда здоровью в 2014г. – 3685, в 2015г.  – 2724.

В-третьих, низкая обращаемость женщин в правоохранительные органы. Сегодня общество не в состоянии защитить женщину потому, что она редко обращается в местные полицейские службы, а обидчик и общественная мораль зачастую не считают это преступлением.

Зачастую заявления и сообщения о фактах насилия в семейно-бытовой сфере получают отказ в возбуждении уголовного дела. В то же время полицейским порой бывает сложно собрать необходимый материал, так как женщины скрывают, что стали жертвами бытового насилия со стороны супруга или детей.

Таким образом, в обществе формируется устойчивое мнение о безнаказанности, так как уклонение правонарушителей от явки в суд позволяет вовсе избежать наказания.

Вызвавшие общественный резонанс случай поджога Светланы Садуовой бывшим мужем, а также недавний инцидент с известным продюсером Баян Есентаевой обнажили эту проблему.

Поэтому сегодня остро актуализируется вопрос дальнейшего совершенствования законодательства в рассматриваемой области. Необходимо, чтобы Закон был ясен населению и стал нормой жизни каждого человека.

Резюмируя свое выступление, позвольте обозначить задачи, которые нам предстоит решать:

Первое. Рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в статьи уголовного и административного кодексов, а также в действующее законодательство по вопросу усиления ответственности лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния в отношении женщин.

Второе. Совершенствовать статистическую отчетность по бытовым преступлениям, с целью получения более полной и объективной информации о всех формах насилия в отношении женщин, детей.

Третье. Создать эффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов и других государственных органов, НПО для обеспечения помощи жертвам насилия и их реабилитации. Развивать и совершенствовать работу кризисных центров и телефонов доверия.

Четвертое. Организовать комплексную подготовку и обучение социальных работников, соответствующего персонала органов правопорядка, здравоохранения и социальной защиты для работы с лицами, подвергшихся  насилию.

Пятое. Проводить систематическую информационно-разъяснительную работу, направленную на профилактику бытового насилия в семье и обществе. Развивать профессиональное консультирование населения, используя возможности юридических консультаций, кризисных центров и средств массовой информации.

Құрметті қатысушылар!

Жоғарыда айтылған мәселелер әйелдерді зорлық-зомбылықтан қорғаудың бірқатар бөлігі ғана болып табылады. Сондықтан, бүгінгі кеңесте бұл проблема бойынша жан-жақты пікір алмасып, баяндамалар барысында нақты ұсыныстар айтылады деп сенемін.

Назарларыңызға рахмет!


Вернуться назад Вернуться назад Twitter Facebook Печать