National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Государственный советник


Выступление Государственного секретаря РК Г.Абдыкаликовой на межрегиональном семинаре «Светское общество и высокая духовность – залог единства и согласия»

 

Құрметті семинарға қатысушылар!

Бүгінгі өңіраралық семинар-кеңестің күн тәртібі еліміздегі ең маңызды міндеттердің бірі – Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев белгілеген Бес институционалдық реформаның мәні мен мазмұнын  халыққа жеткізудің негізгі бағыттарына арналады. Қазақстан қоғамында ізгілік қарым-қатынастары мен жоғары рухани қағидаттарды қалыптастыру және оларды ілгерілету еліміздегі бірлік пен келісімнің басты кепілі болмақ.

Сондықтан, бүгінгі алқалы жиында елімізде  зайырлы қоғамның негізгі құндылықтарын орнықтыру мәселелері кеңінен талқыланатын болады.

 

Уважаемые участники семинара!

В рамках «Плана нации – 100 конкретных шагов» в настоящее время в стране реализуется комплекс мероприятий по дальнейшему развитию Казахстана в условиях глобальной турбулентности.

При этом, Главой государства четко определен вектор развития нашей страны как демократического, светского и экономически развитого государства.

Как известно, одна из важных ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» - светское общество и высокая духовность - призвана консолидировать всех граждан нашей страны. Именно на это должны быть направлены усилия госорганов и гражданского общества.

Следует отметить, что сегодня религиозная ситуация в стране в целом стабильная. Налицо положительные результаты и достижения.

Вместе с тем есть целый ряд проблем, над решением которых нам следует сосредоточиться. При этом хочу подчеркнуть важность правильного понимания задач и конкретной реализации установок центра на региональном уровне.

Сегодня мы вместе обсудим имеющиеся проблемы в религиозной сфере и определим - как будем их решать.

Какова же современная картина?

Во-первых, в обществе наблюдаются процессы размывания традиционных духовных и культурных ценностей, замещение их чуждыми для нашего общества культурными и псевдорелигиозными моделями.

Это проявляется в формировании стереотипов по использованию одежды и религиозной атрибутики, а также изменении поведения отдельных верующих граждан.

При этом некоторые  наши граждане стали забывать, что у нас имеется многовековой и богатый пласт собственной духовной культуры, способствовавший формированию полиэтничного и многоконфессионального казахстанского народа и собственной государственности.

Во-вторых, в общественном сознании населения наметилась тенденция к росту религиозной идентичности в ущерб общегражданской самоидентификации.

Такие ценностные изменения у граждан при отсутствии устойчивых моделей поведения в условиях сосуществования светских и религиозных принципов жизни способствуют появлению потенциальной конфликтогенности между светской и верующей частью населения.

Примеры такого рода трений мы видим вокруг ношения религиозной одежды, вопросов брака и развода, отказа от медицинских процедур, службы в армии.

Такое положение дел не отвечает целям стратегического развития нашего светского государства и говорит о наличии слабых сторон в работе по продвижению в обществе светских принципов развития нашей страны.

В-третьих, в условиях низкой правовой и религиозной грамотности населения актуализируется вопрос распространения в нашем обществе идей религиозных течений радикально-экстремистского толка.

Есть примеры, когда под влиянием деструктивной пропаганды представители неокрепшей молодежи вместе с семьями стали выезжать в Сирию и вступать в ряды террористической организации ИГИЛ.

В целом, все вышеназванные проблемы во многом связаны с недостатками в системе воспитания молодежи и информационно-разъяснительной работы с населением.

Для решения этих проблем нам следует сосредоточиться на следующих концептуальных мерах.

Первое. Необходимо усилить контроль, совершенствовать анализ и прогнозирование религиозной ситуации в регионах.

Второе. Акцентировать работу на достижение стратегических задач в межконфессиональной сфере - сохранении светскости государства как главного принципа развития нашей страны, пропаганде национальных традиций и духовных ценностей казахстанского народа, а также профилактике и противодействии религиозному экстремизму и терроризму.

Важно строго следить за реализацией конституционного принципа светскости в работе как госорганов и учреждений, так и самих религиозных объединений. Нельзя допускать политизации религиозных процессов в казахстанском обществе.

Третье. Необходимо постоянное совершенствование системы информационно-разъяснительной работы среди различных групп населения в регионах страны. Эту работу надо проводить повсеместно, вести беседы с каждым человеком, который сомневается или желает получить информацию о религии.

Следует обеспечить применение современных социальных технологий. В регионах еще не в полной мере используется потенциал представителей традиционных религий, мало задействованы возможности различных Интернет-площадок, социальных сетей и других средств массовой информации. Тогда как именно через Интернет экстремистами ведется основная идеологическая обработка молодежи.

Созданные по стране 415 региональных информационно-разъяснительных групп слабо работают с неорганизованными группами населения, такими как безработная и самозанятая молодежь, женские сообщества и другие. Мы должны доступно доводить им информацию об опасности религиозного экстремизма.

К разъяснительной работе необходимо привлечь весь имеющийся интеллектуальный потенциал специалистов-религиоведов, лидеров общественного мнения, представителей научной, творческой и бизнес-элиты.

Важно задействовать потенциал гуманитарных исследовательских институтов и вузов, научной и творческой интеллигенции.

Четвертое. Работу по профилактике и противодействию религиозного экстремизма и терроризма необходимо вести в первую очередь с целевыми группами риска и аудиториями, вовлеченными в идеи радикализма.  

Пятое. Необходимо принять эффективные меры в отношении казахстанских студентов, обучающихся  в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях. Именно акиматам на местном уровне необходимо работать с такими студентами и их семьями. Мы должны знать - где каждый из них учится, чему обучается, какие у него религиозные взгляды, каковы перспективы его возвращения.

Следует создавать условия для их возвращения и дальнейшей социализации в наше общество.

Шестое. Именно от региональных властей зависит решение социально-экономических проблем отдельных категорий людей, способствующих их обособлению от общества и последующей радикализации. В этой связи важно своевременно решать социальные проблемы групп риска, создавать условия для занятости и досуга.

Седьмое. Важно активизировать отношения с представителями традиционных конфессий.

Следует привлечь религиозные объединения к работе по дальнейшему укреплению межконфессионального согласия в стране. При этом для нас важны не только конструктивные государственно-конфессиональные, но доброжелательные отношения между самими конфессиями. Госорганы должны максимально содействовать этому.

 

Құрметті кеңеске қатысушылар!

Осы айтылған мәселелер бойынша жүйелі жұмыс жүргізу тікелей сіздерге жүктеледі. Ең бастысы, өте нәзік саналатын адамның діни наным-сеніміне өктем күш көрсетпей, дін жолындағы азаматтарды өзара түсіністікпен тәрбиелеп, оларға оң бағыт-бағдар беру керек. Мемлекет басшысы «Қазақстан-2050» стратегиясында атап өткендей, экстремизммен күрес әйтеуір жазықтыны іздеп табуға айналып кетпеуге және дінмен күреске жалғасып кетпеуге тиіс. Біз қоғамда, әсіресе, жастар арасында діни экстремизм профилактикасын күшейтуіміз керек.

Сондықтан, сіздер халыққа Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев ұсынған «Мәңгілік Ел» жалпыұлттық патриоттық идеясының құндылықтарын  жеткізіп, жастардың бойына бірлік пен бірегейлік қасиеттерін сіңіре беретіндеріңізге сенімдімін.

Тыңдағандарыңызға рахмет.

 

г.Актобе, 26 января 2016 г.

 


Вернуться назад Вернуться назад Twitter Facebook Печать