National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Интервью Президента Казахстана Н.А.Назарбаева китайским СМИ - информационному агентству Синьхуа, газете "Жэньминь жибао" и международному Радио Китая


- Каких результатов от официального визита председателя КНР Си Цзиньпина ожидает казахстанская сторона? Какое значение этот визит имеет для дальнейшего развития двусторонних отношений?

- Первый государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в нашу республику имеет первостепенное политическое значение для обоих государств. Во многом это обусловлено тем, что он состоится в особый период - и для Китая, и для Казахстана.

После успешного проведения 18-го съезда ЦК КПК и избрания нового руководства страны Китай ставит перед собой новые стратегические цели. Их достижение направлено на дальнейшее социально-экономическое развитие, повышение благополучия населения. Учитывая, какую весомую роль Китай играет на международной арене, масштабные перемены отразятся не только на жизни китайского народа, но и определят генеральное направление международной политики.

Динамичный путь к "китайской мечте" открывает новые возможности для соседних государств, всего Евразийского пространства, а также мирового сообщества в целом.

Казахстан, в свою очередь, приступил к реализации новых долгосрочных целей, определенных в стратегии развития до 2050 года. Они предусматривают модернизацию по всем направлениям государственного и общественного развития.

Стержневой задачей этих изменений мы видим, прежде всего, улучшение благосостояния народа. А в качестве цели, позволяющей отследить скорость нашего продвижения, Казахстан определил вхождение в число тридцати наиболее успешных государств мира.

Обе наши страны, достигнув за последние годы значимых результатов, сейчас открывают дополнительные источники поступательного развития. Наше взаимовыгодное партнерство может внести неоценимый вклад в этот процесс.

Поэтому визит председателя КНР Си Цзиньпина мы рассматриваем как возможность генерировать новый импульс нашего взаимодействия, а также определить содержательные приоритеты казахстанско-китайского сотрудничества.

Вместе с тем, подчеркну, что фундаментальные принципы наших добрых отношений остаются неизменными на протяжении многих лет.

Большие перспективы двустороннего взаимодействия будут заложены в текст Совместной декларации о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, которое будет подписано в ходе визита.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние казахстанско-китайских отношений и их перспективы?

- Углубление сотрудничества с Китаем является одним из приоритетов казахстанской внешней политики. Можно выделить несколько ключевых факторов, которые делают наши отношения особенными.

Во-первых, это многообразие и эффективность форматов взаимодействия. Оно включает не только прямое двустороннее сотрудничество. Мы тесно работаем в рамках международных и региональных организаций, в том числе ШОС и СВМДА.

Все возникающие вопросы решаются в рамках переговоров. Налажена практика проведения регулярных консультаций в области безопасности, по ключевым региональным и международным проблемам.

Наконец, важную роль играют регулярные контакты на высшем уровне - свидетельством чему и является нынешний визит председателя КНР.

Во-вторых, наши отношения уже "взошли" на ту ступень, когда мы согласовали стратегические принципы сотрудничества и можем работать предметно, по конкретным проектам.

В-третьих, необходимо отметить многогранность нашего взаимодействия. Казахстан и Китай усиливают партнерство сразу в нескольких измерениях - политическом, экономическом, социальном, культурном. В одной только экономической сфере совместные проекты охватывают широкий спектр отраслей. Все это делает наши отношения гармоничными и, следовательно, более устойчивыми.

Наконец, в последние годы стал отчетливо проявляться еще один важный аспект - выход казахстанско-китайского сотрудничества за рамки не только двух стран, но и региона Центральной Азии. Особенно это касается транспортной сферы, что вызвано объективными факторами.

Китай, будучи крупнейшей производственной площадкой мира, ведущим финансовым и экономическим центром планеты, наращивает торговые потоки, интенсивность которых в перспективе будет только усиливаться.

Казахстан, в свою очередь, благодаря уникальному геополитическому положению, обладает мощным потенциалом для организации транспортных путей, соединяя Азию с Европой. Проекты по созданию международных транспортных коридоров позволят превратить это естественное преимущество в реальность и интегрировать Казахстан в глобальную систему грузовых перевозок.

При наземной транспортировке между Европой и Китаем через Казахстан расстояние уменьшается в 3,5 раза, по сравнению с морским путем.

Убежден, что будущее казахстанско-китайских отношений связано именно с реализацией масштабных инфраструктурных и энергетических проектов, оказывающих влияние на весь регион.

В целом взаимодополняемость наших экономик, схожее видение по ключевым международным вопросам дают все основания полагать, что отношения будут развиваться очень динамично.

- Как вы оцениваете потенциал сотрудничества Казахстана и Китая в несырьевых секторах?

- За прошлый год взаимная торговля выросла на 18 процентов и вплотную приблизилась к знаковому показателю в 25 миллиардов долларов. К 2015 году планируется довести товарооборот до 40 миллиардов долларов.

Вместе с тем, мы ставим цель не просто нарастить объемы экономического взаимодействия, но и качественно изменить его структуру. Сейчас оно базируется на энергетическом секторе, значение которого сохранится. Но при этом перенос акцента на несырьевую сферу видится безусловным ориентиром.

Это отвечает потребностям обеих стран, отражая их переход на новую ступень экономического развития.

Фокус на перерабатывающих отраслях и высокотехнологичных проектах нашел отражение в Программе сотрудничества в несырьевом секторе экономики. В ее рамках Казахстан и Китай уже приступили к реализации ряда крупнейших совместных проектов.

Кроме того, прорабатывается Программа средне- и долгосрочного экономического сотрудничества до 2020 года.

Если говорить о потенциале конкретных отраслей, то среди них, в первую очередь, следует выделить транспортно-логистическую. Она уникальна тем, что охватывает все виды перевозок, формируя гигантский мультитранспортный мост.

Сегодня реализуются такие крупные инфраструктурные проекты, как строительство и эксплуатация нефте- и газопроводов, автодорога "Западный Китай-Западная Европа", "Международный центр приграничного сотрудничества Хоргос", новый железнодорожный переход Алтынколь-Хоргос, транспортно-логистический комплекс СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота". Их реализация значительно расширит транзит товаров из Китая через казахстанскую территорию в страны Европы, Центральной Азии, Кавказа, Ближнего Востока, Персидского залива и в обратном направлении.

За прошедшие пять лет транзитный грузопоток через Казахстан на направлении Китай-Европа удвоился, а прогнозные оценки экспертов показывают, что данный показатель может возрасти в три раза к 2015 году.

Транспортная составляющая не исчерпывается транзитом китайских товаров. Казахстан, со своей стороны, также заинтересован в использовании транспортных возможностей Китая для экспорта товаров в страны Азиатско-тихоокеанского региона. Для этого прорабатывается вопрос аренды казахстанскими транспортно-логистическими компаниями земельного участка в морском порту Ляньюньган.

Учитывая отлаженное сотрудничество в сфере добычи и транспортировки углеводородов, перспективной является их переработка. Уже реализуются такие проекты, как производство ароматических углеводородов в Атырау, газохимический комплекс в Атырауской области, битумный завод в Актау.

Также большим потенциалом обладает машиностроение, которое активно развивается как в Китае, так и в Казахстане. Нами подписано соглашение в области производства тепловозов. Уверен, что за этим проектом последуют и другие.

- Существуют ли факторы, которые мешают развитию двусторонних отношений между Казахстаном и Китаем? Какие меры обе страны должны принять для их устранения?

- Модель наших отношений, которая выстроена на основе равноправного диалога и открытого обсуждения всех вопросов, исключает возникновение между нами непреодолимых противоречий.

Примером этому является такая стратегическая сфера, как совместное использование водных ресурсов. Во время предыдущей встречи с председателем КНР Си Цзиньпином я поднял этот вопрос, очень важный для нашей страны, и получил поддержку в том, что Китай никогда не предпримет шагов, ущемляющих интересы Казахстана в области вододеления трансграничных рек. Это заявление китайской стороны отражает ее понимание ситуации, так как именно вопрос трансграничных рек служит барометром взаимопонимания в казахстанско-китайских отношениях.

Прочный фундамент сотрудничества Казахстана и Китая дает нам возможность думать не о преодолении препятствий, а о том, как расширять пространство для новых совместных инициатив.

Экономическая ситуация в мире остается непростой, она ставит перед нами все новые вызовы, заставляет искать способы повышения конкурентоспособности. В то же время это стимулирует поиск новых форматов взаимодействия.

- Несмотря на то, что Казахстан и Китай граничат друг с другом, народы двух стран не так много знают друг о друге. По Вашему мнению, какие меры обе страны могут принять для укрепления гуманитарного сотрудничества?

- В последнее время в нашей стране, особенно среди молодежи, отмечается устойчивый рост интереса к Китаю, его богатейшей культуре и языку. Китай становится популярным направлением для отдыха, получения образования, бизнес-проектов.

Все больше казахстанцев узнают Китай своими глазами, все больше граждан Китая приезжают к нам, и это самый надежный способ наладить "народную дипломатию".

Безусловно, еще очень велик нераскрытый потенциал в гуманитарной сфере для народов наших стран. Мы делаем конкретные шаги, чтобы расширить наши познания друг о друге, сблизить гуманитарные пространства.

Мною предложено китайской стороне строительство в Астане новой академии национального танца и балета. В будущем она могла бы сотрудничать с соответствующим китайским университетом.

В настоящее время проводится подготовка Дней культуры Казахстана в КНР, запланированных на ноябрь. В следующем году ожидается проведение Дней культуры Китая в Казахстане. Это - хорошая возможность усилить контакты в области искусства, живописи и музыки.

Чтобы сделать гуманитарное сотрудничество еще более насыщенным, нам следует продолжать подобные программы. При этом, на наш взгляд, большую пользу принесет развитие культурного обмена на межрегиональном уровне.

Полагаю, что ключевую роль должна сыграть сфера образования. Чем активнее станет общаться наша молодежь, тем крепче окажется дружба наших государств в будущем. Между нашими странами подписаны соглашения о взаимном признании документов о высшем образовании. Институты Конфуция действуют в Астане, Алматы, Караганде и Актобе.

B настоящее время в Китае получают образование около 8 тысяч казахстанцев, и эта цифра ежегодно увеличивается. При этом мы ждем китайских студентов в Казахстане. Наши ведущие вузы готовы предложить образование, соответствующее мировым стандартам.

Кроме того, мы модернизируем индустрию туризма, которая также рассчитана на приток гостей из Китая. Активное взаимодействие в сфере туризма не только благотворно скажется на экономике наших стран, но и укрепит гуманитарные связи.

- Какую роль имеет развитие ШОС для обеспечения региональной стабильности и регионального развития? Как вы считаете, в каких сферах страны ШОС должны расширить сотрудничество?

- Казахстан рассматривает ШОС как универсальный и многофункциональный механизм, гарант безопасности и стабильности в регионе, который занимает огромную территорию в Евразии.

Мы являемся сторонниками равномерного развития трех направлений: сферы безопасности, экономического и гуманитарного сотрудничества.

Сегодня перед государствами-членами ШОС стоит задача активизировать многостороннее экономическое сотрудничество. Это, по нашему мнению, - стратегический приоритет грядущего десятилетия деятельности Организации.

В этой связи важно ускорить согласование принципов формирования и функционирования финансовых механизмов. Их запуск позволит перейти к практической реализации совместных экономических проектов.

Не менее актуальным направлением может стать реализация транспортно-транзитного потенциала ШОС. Важным шагом послужит подписание межправительственного соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

Кроме того, перспективным видится принятие Программы инновационного сотрудничества и создание Энергетического клуба ШОС.

Углубление взаимодействия в сфере культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки и техники, туризма и спорта позволит заложить прочную основу для расширения гуманитарных связей и обогащения духовной культуры народов наших стран.

Подписание в рамках предстоящего саммита ШОС в Бишкеке межправительственного Соглашения государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве станет хорошей основой для плодотворного взаимодействия в этой сфере.

В настоящее время жизненно важное значение для наших стран приобретают вопросы справедливого и разумного управления водными ресурсами трансграничных рек. Устойчивое развитие наших государств также зависит от обеспечения продовольственной безопасности. Поэтому Казахстан выдвинул инициативу о создании в рамках ШОС структуры по водно-продовольственной проблематике.

В современных условиях возрастает угроза использования информационно-коммуникационных технологий в террористических целях. Поэтому весьма актуальной представляется казахстанская инициатива о создании специального органа ШОС, выполняющего функции "Киберпола" по борьбе с кибертерроризмом и киберпреступностью.

Кроме того, ШОС должна оставаться ключевой площадкой для взаимодействия в сфере предупреждения и борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Работа в этом направлении уже доказала свою эффективность, и существует необходимость ее усиления -- институционального, организационного, правового.

Активно действует Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС. Учитывая опыт председательства Казахстана в ОБСЕ, имеется хорошая возможность для углубления контактов между Исполкомом РАТС ШОС и Антитеррористическим подразделением ОБСЕ.

Также полагаем необходимым расширять практическое взаимодействие РАТС ШОС с Контртеррористическим комитетом и Комитетом-1267 Совета безопасности ООН, Интерполом и Центральноазиатским региональным информационно-координационным центром, действующим под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности.

В целом, Шанхайская организация является действенной площадкой для равноправного и взаимовыгодного сотрудничества наших стран. Уверен, что договоренность глав государств о разработке и принятии Стратегии развития ШОС до 2025 года будет способствовать дальнейшему укреплению добрососедства и дружбы между нашими народами.