National Emblem of Kazakhstan

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Официальный сайт

Президента Республики Казахстан

Выступление Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева на открытии второго Форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь»


Уважаемые участники Форума!

Прежде всего, хотел бы поблагодарить Председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина за традиционно теплое гостеприимство и приглашение на Форум.

Уважаемые дамы и господа!

Китайская мудрость гласит «хочешь стать богатым, построй дороги».

И это в полной мере относится к нашей истории Великого Шелкового пути, который мы сообща воссоздаем сегодня.  

Две тысячи лет назад благодаря смелости и предприимчивости людей – Евразия уже была объединена в единую сеть дорог.

Это был первый в истории человечества прообраз глобализации.

Как мы помним, с 1990-х годов было множество попыток и концепций возрождения Шелкового пути в Евразии.  

По самым разным причинам, эти проекты так и не были реализованы.

Более того, нужно признать, что спустя десятилетия и сама прошлая версия глобализации дала трещину.

Мировое сообщество оказалось не готовым к форсируемой универсальности.

В результате в последнее десятилетие надежды на единый процветающий глобальный мир сменились жесткими реалиями регионализма, торговых войн и санкций.

На мгновенье могло показаться, что будущий тренд развития человечества уже предопределен и альтернативы все более разделяющемуся миру не существует.

Но предложенная в 2013 году Китаем модель Шелкового пути – стала не только жизнеспособной в современных геополитических условиях, но и успешной, как показывают прошедшие пять с половиной лет ее развития.

Казахстан, где впервые Председателем КНР Си Цзиньпином была озвучена эта идея – с первых дней поддержал инициативу строительства «Пояса и пути».

Ведь это также важная часть нашей великой истории и новые возможности для будущего.

И сегодня по итогам первого, и я считаю успешного этапа строительства «Одного пояса - одного пути» уже можно отметить следующее.

Первое. Мир явно уже сильно устал от конфликтных геополитических концепций, и все более тяготеет к геоэкономике и совместному развитию.

«Один пояс – один путь» олицетворяют гораздо большее, нежели просто комплекс новых возможностей для экономического сотрудничества.

Инициатива отражает сильный исторический запрос от более 120 государств мира на безопасность, широкую торговлю и процветание.

И действительно, благодаря усилиям Китая, России, стран Европы и  Центральной Азии, многих других участников – современный Шелковый путь становится поясом стабильности и развития.

Так, несмотря на политические противоречия, санкции и торговые войны – рост объема торговли в рамках инициативы растет и уже составляет более 5 триллионов долларов или одну третью часть от общемировой торговли.

Второе. Глобализация все еще востребована и сейчас она трансформируется в новом формате.

Инициатива «Один пояс – один путь» представила новую модель глобализации с восточным лицом.

Исторический цикл вновь возвращает центр мировой гравитации на Восток.

Мы видим, что сегодня Азия действительно стала регионом XXI века. 28% мирового ВВП уже сконцентрировано здесь и эта цифра будет только расти.

И уже сейчас тренд истернизации  предлагает новые ориентиры кооперации.

Третье. Инициатива «Один пояс – один путь» смогла обойти вызовы географии и неравенства в развитии.

Евразия вновь становится единой.

Как и две тысячи лет назад в единую сеть сейчас связаны самые разные и отдаленные части нашего континента.

За короткий период мы совместно смогли построить экономические коридоры, которые обошли сложные природные ландшафты и геополитические противоречия.

Благодаря современной логистике и взаимопониманию государств – товары из Юго-Восточной Азии могут достичь городов Северной Европы всего за две недели.

В основе этого – прагматизм и стремление к процветанию.

Уважаемые участники Форума!

Казахстан выгодно расположен в самом центре Евразии.

Через наше государство проходят кратчайшие сухопутные пути, соединяющие Азию и Европу.

В целях реализации имеющегося транзитного потенциала мы имплементировали национальную программу «Нұрлы жол».

За последние 10 лет Казахстан инвестировал в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенции порядка 30 млрд. долларов.

Модернизированы или введены в эксплуатацию 2,5 тысячи километров национальных железных дорог и 12,5 тысяч километров автомагистралей.

Реконструированы отечественные морские и воздушные гавани.

В результате за короткий срок в стране был создан современный и конкурентноспособный транзитный хаб.

Огромная работа проведена и за пределами внешнего контура.

С помощью соседних государств, в том числе стран Центральной Азии, нами запущены новые маршруты, связавшие Казахстан с миром и по суше и морю.

С 2016 года успешно реализуется план по сопряжению программы «Нұрлы жол» с Экономическим поясом Шелкового пути.

Через Россию и Казахстан Европу с Китаем соединила высококлассная межконтинентальная автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай».

Нашей страной построен логистический терминал в китайском порту Лянюньгань на Тихом океане.

Набирает обороты введенная в строй железная дорога Казахстан –Туркменистан – Иран – Персидский залив.

Казахстанские порты Актау и Құрық обслуживают возрастающие объемы перевалки грузов из Китая, центральноазиатских стран, на Южный Кавказ, Турцию и далее в Европу.

Только за прошлый год в портах Актау и Құрық было обработано 6,5 миллионов тонн транзитного груза и более 15 тысяч контейнеров.

Достичь государств Южной Азии и Афганистана можно с использованием железной дороги через Казахстан в направлении Узбекистана и Кыргызстана.

Эффективное распределение железнодорожного грузопотока на казахстанско-китайской границе осуществляется через сухой порт «Хоргос», вокруг которого вырос большой город.

Территорию Казахстана пересекают 11 трансконтинентальных маршрутов – 5 железнодорожных и 6 автомобильных.

Через казахстанскую сеть магистральных нефтепроводов и газопроводов осуществляются поставки и транзит энергоресурсов из Казахстана, России и Туркменистана на рынки Азии и Европы.

Большим потенциалом обладают возможности организации грузового судоходства на трансграничных водных артериях Казахстана, России и Китая.

Выгодным и естественным является сопряжение ОПОП с Евразийским экономическим союзом.

Уважаемые дамы и господа!

Мы видим, что Шелковый путь вновь меняет мировой уклад и создает новую глобальную реальность.

Он на деле опровергает многие теории краха глобализации и жесткого регионализма.

Мне глубоко импонирует, что через строительство «Одного пояса - одного пути» Председатель КНР господин Си Цзиньпин призывает к совместному построению сообщества единой судьбы человечества.

Это новое мышление в мировой политике очень хорошо созвучно с моей идеей G-Global, которая призвана консолидировать интересы всех стран.

В завершение своего выступления, хотел бы поздравить Вас, уважаемый господин Си Цзиньпин, и дружественный народ Вашей страны с 40-летием политики реформ и открытости, а также наступающей 70-й годовщиной образования Китайской Народной Республики (1 октября).

За прошедшие годы Китай достиг колоссальных успехов в своем социально-экономическом развитии, зарекомендовал себя в качестве надежного и ответственного партнера на международной арене.

Желаю китайскому народу достижения новых грандиозных задач, поставленных к 100-летию КНР.

Благодарю за внимание.