Құрметті әлемдік және дәстүрлі дін басшылары, съезд қонақтары!
Тұңғыш рет әлемдік дін басшыларының басын қосып, алғашқы съезімізді өткізгенімізге үш жыл да өте шығыпты. Қайыр-шапағаты мол сол бір кездесудегі уағдаласуымыз бойынша біз бүгін Еуразия кіндігі саналатын Қазақстанның жас елордасы – Астанада тағы да жүздесіп отырмыз. Бар күш-жігерін әлемнің әр түкпіріндегі алуан түрлі халықтарды бейбітшілікке, қайырымдылыққа, татулыққа шақырып, дүниеге ізгілік нұрын таратып жүрген Сіздермен кездесіп отырғаныма бек қуаныштымын.
Естеріңізде болар, сол жолғы бас қосуда келесі кездесуімізді жаңа Бейбітшілік пен келісім сарайында өткізу туралы шешім қабылдаған едік. Мен Сіздерге берген сол уәдемді орындап, аты әлемге әйгілі архитектор Норман Фостердің жобасымен осы ғажайып Сарайды салдырып, қазақ жеріне «қош келдіңіздер» деймін.
Сарайымыздың төрт тағаны дүниенің төрт бұрышына бірдей айқара есік ашқан. Бұл ғимарат әлемнің әр тарабындағы барша ұлттар мен дін өкілдеріне дос құшағын ашқан тәуелсіз Қазақстанның символы іспеттес. Өйткені тәуелсіздік жылдары Қазақстанды мекендейтін 130-ға жуық ұлт пен 40-тан астам діни конфессиялар арасында татулық, өзара келісім берік орнықты. Соның арқасында біз дамудың қазақстандық моделін ойдағыдай жүзеге асырып, экономиканы реформалауда зор табыстарға қол жеткіздік. Ядролық қарудан бас тартып, Қазақстанды бейбітшілік аймағына айналдырдық. Барлық көршілерімізбен тату қарым-қатынас орнатып, жаһандық қауіпсіздікті сақтауда өңірдің көшбасшысы атандық. Осының бәрі бізге бар ғұмырын әлемдегі алуан дінді ұстанған халықтарды тыныштық, бітімгершілік, татулық пен келісімге арнаған Сіздер сияқты дін басшыларын шақырып, келелі кездесу өткізуге мүмкіндік туғызып отыр.
***
Уже второй раз под небом Астаны собирается столь представительный форум. Я приветствую вас, и хочу выразить свою признательность и благодарность нашим высоким гостям. Дворец мира и согласия, о строительстве которого я говорил на нашем первом форуме, сегодня впервые открыл двери для вас.
Первый съезд мировых и традиционных религий, состоявшийся здесь, в Астане, в 2003 году привлек внимание всего мира. До этого столь универсального по представительству конфессий форума не было. Та астанинская встреча дала серьезный импульс для глобального диалога религий, различных форумов конференций как регионального, так и мирового масштаба.
Сегодня мы открываем второй Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Если три года назад в нашем форуме участвовали 17 конфессиональных делегаций, то в нынешнем Съезде принимают участие уже 29 делегаций. Эта динамика показательна, и отражает растущий авторитет нашего форума. Она означает, что мы продолжаем вместе идти по пути взаимного понимания, совместного поиска ответов на сложные вопросы, порождаемые современным миром.
За время, прошедшее после первого форума, значение межрелигиозного диалога только возросло. К сожалению, многие трагические события, произошедшие за эти годы на территории практически всех континентов мира, прямо и недвусмысленно говорят о том, что решить одними политическими или силовыми мерами многочисленные конфликты невозможно.
Более того, под видом «поиска Бога» совершаются поистине страшные деяния, осуждаемые всеми великими учителями. С другой стороны обрела отчетливый облик односторонняя манера обвинять ту или иную религии в агрессивности.
Эта взаимная категоричность не снижается. Все же цивилизованный человек - это человек, способный порой усомниться в своих взглядах и посмотреть на ситуацию глазами другого. Этого порой не хватает политикам. Но этим всегда славились люди высокой духовности, тем более люди, находящиеся сегодня в этом замечательном зале.
***
Мы порой забываем об одном великом религиозном принципе, принципе ненасилия в мыслях, словах и деяниях. Но за этим древним принципом стоят вполне современные вещи.
Внутреннее поле человека, полное мыслей, эмоций, тревог и сомнений есть поле духовное, поле религиозных исканий. Обладающие громовым эхом телевидение, интернет и пресса – это те же слова. А деяния – сфера политиков, которые преобразуют эти мысли и слова в действия. Только отказ от насилия на уровне религиозной доктрины, на уровне медийных средств и на уровне политического действия есть реальная база для выживания в современном мире.
Между тем на всех трех уровнях очевидна растущая агрессивность. Когда религиозные деятели совершенно серьезно рассуждают о преимуществах одной религии над другой, то становится ясным, что конфликт закладывается изначально. Когда средства массовой информации смакуют издевательства над святыми чувствами иноверующих, то становится ясным, что этим журналистам рано или поздно придется столкнуться с издевательством над собственными верованиями. Когда политики без колебаний дают приказ на применение силового метода решения этнорелигиозных конфликтов, то становится ясным, что война придет на порог их собственного дома. В этом треугольнике не должно быть агрессивных сторон. Но в основании должна отсутствовать агрессивность в позиции религиозных деятелей.
***
Современный диалог в мире, наполненном конфликтами, часто напоминает диалог глухого с немым. Нет никакой необходимости в диалоге, после которого стороны уезжают, еще раз уверившись в собственной непогрешимости.
На мой взгляд, принципы, работающие в разных сферах, могли бы работать и в этой сфере. Я бы назвал их принципами понимания.
Это еще не диалог, это основа для его начала. Но без такой основы любой диалог превращается в пустую трату времени.
Во-первых, непредвзятость, отказ от сложившихся веками стереотипов взаимного восприятия. Нет необходимости вступать в диалог, не отказавшись от негативных стереотипов. В долгой и драматической истории Казахстана было немало примеров вражды и крови. Достаточно сказать, что в первой трети двадцатого века около трети казахов было физически истреблено, погибло от жестоких условий или эмигрировало за границу. Мы все это помним, но не делаем из этого предмета ненависти и агрессии. Опасность исторических стереотипов состоит зачастую в том, что, будучи даже справедливыми, они призывают не к добру, но к злу. В сегодняшнем мире слишком много свежих ран и жертв. Но мой опыт политика говорит об одном – нужно уметь переступать через свои стереотипы.
Во-вторых, сознательный отказ от вторжения в чужие сакральные сферы.То, что свято для одного, не может быть предметом юмора или насмешек для другого. Это простое правило, которое, к сожалению, нарушается не только журналистами и политиками, но часто и самими духовными пастырями, которые небрежно относятся к своим словам в отношении иных религий.
Мы часто повторяем, что в Казахстане мирно уживаются представители более 40 конфессий. И это не просто слова – за последние 15 лет вы не увидите ни в одной казахстанской газете или на телеканале издевательств над чувствами верующих той или иной религии. Это запрещено Конституцией страны. При этом никого не пришлось наказывать за эти годы. Ответ и объяснение простое – сложилась в обществе в целом атмосфера терпимости и понимания ко всем верующим.
В-третьих, совместный ответ мировых и традиционных религий на новые, нестандартные угрозы. Если в мире политики такие нестандартные угрозы связаны с терроризмом, распространением оружия массового поражения, трансграничной преступностью, то в мире духовном возникает угроза более фундаментальная. Это разрыв с тысячелетними духовными традициями. Это явление происходит на всех континентах, независимо от веры. Это не старый мирный секуляризм или примитивный атеизм двадцатого века. Это радикальное отрицание того типа духовности, который сопряжен с традициями мировых религий. Непонимание этой угрозы, которая может просто подорвать основания современных религиозных институтов, вызывает давно потерявшие актуальность споры. Духовная ситуация в современном мире очень динамичная и религиозные институты все же часть общества, которая вынуждена учитывать новые риски и угрозы самим основам своего существования.
Эти принципы могли бы составить своего рода каркас понимания.
***
В любой сфере человеческой деятельности есть некоторый самый общий принцип. В сфере религиозного диалога, который по форме близок к политическому, но бесконечно глубже по содержанию, таким принципом могла бы стать следующая платформа. «Искать основу для диалога через божественное в человеке, а не через человеческое в божественном». При всей абстрактности этого принципа он очень важен.
На самом деле несовместимость многих религиозных доктрин продиктована не божественным, а человеческим. Единство Бога, которое утверждают все мировые религии, отчетливо показывает это.
Есть и другая причина. Все великие религии говорят о серьезной духовной трансформации, забвении своего маленького человеческого «я» перед Богом.
Наконец, все великие духовные учителя говорили об особой опасности гордыни, гордыни всезнания. Кто же может утверждать, что он лучше всех несет слово Божье людям? По-моему, это и есть тот самый грех.
В практическом плане, особая роль этого принципа состоит в том, чтобы, не нарушая главных ценностей своей религии, все же посмотреть на мир с учетом иных духовных перспектив. Глубоко убежден, что политики лишь следуют в своих действиях некоторым глубоким религиозным постулатам, независимо от того понимают они это или нет. Поэтому готовность религиозных лидеров мира пойти на принцип поиска божественного, а не человеческого в иных религиозных системах, может стать основой более гуманных политических действий в мире.
***
Рост религиозной нетерпимости есть отчасти результат глобализации. Огромные массы разных культур и религий вошли в прямое соприкосновение. Все перемешалось – миграция, телевидение, культурные модели. Глобализация открыла глаза и на глобальную экономическую несправедливость. Миллиарды обездоленных людей увидели, как можно жить в современном мире и поняли, что они так жить никогда не будут.
В этих условиях происходит своеобразное «духовное бегство». Но это «не бегство к Богу», а «бегство от реальности». Все может закончиться новым культурным шоком, когда религия станет не поиском Бога, а поиском платформы для оправдания своей ненависти к современному миру, его несправедливости. Время действительно может пойти вспять. Одними политическими акциями из этого глобального культурного тупика не выйти. Роль духовных учителей здесь решающая.
Использование религии для политической мобилизации населения – это много раз повторенный в истории ход. Ход, всегда заканчивавшийся трагедией. Особая ответственность лидеров мировых и традиционных религий в том, чтобы религиозные проповеди не вели к политическим конфликтам, не использовались государственными структурами и подпольными организациями для решения своих, далеких от божественного начала задач.
В основе любой подлинной культуры – культ Бога. Тысячелетиями, культуры, основанные на вере, сохраняли свое живое слово в истории. В некотором смысле сохранение своего религиозного духа есть залог сохранения в истории целых народов. Очевидно, что мир никогда не будет построен на базе одного цивилизационного проекта. Для нас, политиков, понимание этого ключевого элемента истории, в том числе истории современности, очень важно. Мир, после тяжелых потрясений, после глобального терроризма, после растущей на глазах угрозы распространения ядерного оружия, после тяжелейших человеческих жертв за шесть лет нового века, кажется, приходит к пониманию одного простого факта. А именно - культурное и религиозное разнообразие мира это реальность, которую нужно понять и принять как данность рода человеческого. Любой иной подход политиков может просто взорвать мир.
Желание одной культурной традиции навязать свои ценности другим культурам, попытки построить общественные отношения по чужим лекалам никогда не приведут к взаимопониманию. Напротив, такая жесткая культурная экспансия вызывает не менее жесткое сопротивление. Только уважение к историческим традициям других народов, справедливости и искренность в отношениях цивилизаций, религий и народов способны создать мир согласия и духовности.
***
Человеку свойственно переносить свои проблемы в небесные сферы. Но и общество в целом часто одевает в религиозные одежды вполне земные вещи. То, что именуют конфликтом и противоречиями между религиями в большинстве случаев есть конфликт между государствами, между экономическими группами, конфликт между конкретными политиками. Религия это сакральный разговор внутри души человеческой, а ее выдают за общественный договор между людьми.
Чтобы построить межрелигиозный диалог нельзя уходить от современности. Если раньше речь шла о взаимодействии религий в истории, иногда плодотворном, иногда кровавом, то сегодня речь идет о глобальном диалоге религиозного и светского миров.
Современное общество в ходе долгой эволюции выработало три серьезных постулата. Это внутренняя свобода личности, это защищенность собственности, это социальная поддержка со стороны общества и государства. Но есть политические идеологии, не признающие эти постулаты. И многие геополитические баталии современности завязаны на этом противоречии. Пора признать, что речь идет не о конфликте религий, но о конфликте не религиозных ценностей.
Казахстан в своей практической политике исходит из того, что только внутренняя свобода человека есть условие межконфессиональной толерантности. Именно поэтому, исторически являясь частью культурного материка ислама, мы не препятствуем развитию всех мировых и традиционных религий в Казахстане.
Когда государство, нация или религия рассматривает чужое культурное пространство через призму захвата, завоевания, тогда всегда деградирует собственная среда обитания. У казахов издревле каждое место имело своего «гения», свой дух, своих аруахов. Эта глубокая интеграция человека, религии, территории была столетиями тем спасительным фильтром, который хранил душу моего народа. Для казахов толерантность не академическое, а практическое понятие.
С момента обретения Независимости в Казахстане проводится взвешенная государственная политика в сфере религиозных отношений. Она основывается на следующих базовых принципах. Я бы назвал их принципами согласия.
Во-первых, это законодательное и институциональное обеспечение свободы совести и вероисповедания.
На уровне Конституции запрещаются любые формы дискриминации по конфессиональному и иным социальным признакам. Закон «О свободе совести и вероисповеданий в Республике Казахстан» создал все правовые основы для свободного функционирования религиозных объединений. Страна присоединилась к сорока международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.
Во-вторых, мы исходим из обязанности государства создавать равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций.Либерализация религиозный сферы способствовала резкому росту числа религиозных учреждений – в пять раз за период независимости.
Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами. Но хочу подчеркнуть, что доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий.
Примечателен рост числа религиозных учреждений немусульманских конфессий. За годы независимости количество православных приходов возросло в четыре раза, католических – в два раза. Действуют более тысячи миссий и молитвенных домов протестантских объединений, в стране также функционирует 21 иудейская община, впервые за многие века построен буддийский храм.
В-третьих, важным направлением нашей деятельности является стимулирование межконфессионального диалога в Казахстане.
Мы создали такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народов Казахстана.
Хотел бы добавить, что с нынешнего года впервые в нашей истории важнейшие религиозные праздники объявлены выходными днями, чтобы верующие могли полноценно проводить культовые мероприятия.
Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий.Мы хотим, чтобы нас именно так воспринимали на международной арене.
Чтобы не попасть в ловушку «заблудившегося в поисках Бога» нужна особая осторожность и некоторый здоровый консерватизм. Мне, как политику, особенно понятна необходимость баланса между традицией и поиском нового. Но роль мировых и традиционных религий велика не только в смысле сохранения духовного наследия. Это и наработанная веками духовная практика, которая единственная может спасти от некоторых запредельных для человеческого разума экспериментов. Мы уже находимся в зоне массированного наступления необычных, предельных форм богоискательства, а также находящихся за пределами традиционной этики опытами в сфере генетических технологий. Поэтому в глобальном измерении роль мировых и традиционных религий не просто актуализируется, но становится ключевым фактором сохранения человеком подлинной духовности.
***
Я знаю о содержании принимаемых нашим форумом документов. Мне бы хотелось предложить вашему вниманию несколько дополнительных идей, которые носят предварительный характер и могли быть обсуждены позднее, за рамками сегодняшней встречи.
Учитывая растущее значение духовного слова в современном мире, мы в Казахстане с 2007 года начнем регулярно по одному из главных телевизионных каналов страны вести «религиозный час». Это будет возможность для духовных лидеров обратиться напрямую ко многим миллионам людей с проповедью добра и веротерпимости. Зная колоссальный авторитет людей, присутствующих в этом зале и тех религиозных институтов, которые за ними стоят, я бы призвал вас обратиться к правительствам своих стран последовать этому примеру и создать нечто подобное на всех материках и континентах Земли.
Создавая Дворец мира и согласия, я мечтал о том, какое высокое духовное собрание освятит своим присутствием эти стены. Моя мечта сбылась. Но у мечты будут короткие крылья, если она не продолжается. Я официально хотел бы пригласить лидеров мировых и традиционных религий раз в год прочесть почетную лекцию перед казахстанцами в стенах этого Дворца. Если мировые лидеры ислама, христианства, буддизма, индуизма, даосизма, иудаизма, конфуцианства или синтоизма ежегодно будут нести свое слово мира и согласия моим соотечественникам, то это стало бы одним из ярких духовных явлений Евразии.
Во всех мировых столицах одной из главных архитектурных достопримечательностей всегда становились соборы, мечети, церкви, храмы, пагоды. Мы не являемся исключением. Но в новом тысячелетии межрелигиозное понимание должно не только оставаться словами. Оно должно найти выражение в материальной, архитектурной форме. Нам представляется, что нет символа важнее, чем мир и согласие в душе человека и между душами людей. В начале нового столетия Астана подает пример такого архитектурного символа, и мы надеемся, что рано или поздно в столицах всех стран, духовные лидеры которых сегодня собрались в Казахстане, будут сооружены свои Дворцы мира и согласия.
Глобальный характер, как межрелигиозных противоречий, так и межрелигиозного диалога позволяет говорить о том, чтобы Организация Объединенных Наций один из ближайших годов объявила международным годом религиозной и культурной толерантности. Думаю, что эта инициатива может быть озвучена от имени многих государств современного мира.
Хотел бы закончить свое выступление словами гениального казахского мыслителя Абая, который говорил:
«Человек человеку – друг. Потому что все в жизни – рождение, воспитание, чувство сытости, голода, печали, горя, форма человеческого тела, путь, которым ты являешься на свет и которым уходишь из него – все у всех одинаково. И в другом мире – смерть, погребение, тление, допрос на Страшном суде, горести и тягости испытаний, наслаждение радостями обоих миров – все общее. Все люди гостят друг у друга, сам человек – гость в этой жизни. Так стоит ли злословить, враждовать из-за богатства, завидовать чужому счастью, коситься друг на друга из-за пустяков?»
Думаю, эти слова близки всем участникам этого форума.
Құрметті қонақтар!
Біз бүгін, адамзат баласына Жаратқан иеміз тарту еткен бірегей құндылықтар - өзара түсіністік, бейбіт өмір, берекелі тұрмыс пен ортақ мәмлеге қарай тағы бір ұлы қадам жасадық.
Біз баршамызға аян мына бір шындықты ешқашан естен шығармауымыз керек: Жаратушы – жалғыз, дүние – ортақ, аспан асты – кең, ендеше, біз бір атаның баласы, бір ананың перзенті ретінде бір-бірімізбен береке-бірлік пен ынтымақта өмір сүруіміз керек.
Байқап қарасаңыздар, соңғы уақытта дүниенің түкпір-түкпірінде жаһандық жаңа қатерлер бой көтерді. Сондықтан да түрлі діндердің ғасырлар бойы жинаған мол жасампаздық тәжірибесін пайдаланып, Құдай сөзін бітімгершілік пен келісімнің пәрменді құралы ретінде пайдалануымыз керек.
Осындай ізгі мақсат жолындағы Сіздерге Жаратушымыздың рахманы мен рахымын тілеймін.
Назарларыңызға рахмет!
г.Астана, 12 сентября 2006 г.